ЧАДО МОЕ...

Редактор страницы Татьяна Бойко

Православное воспитание и окружающий мир

 
 

Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания... Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу - и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному “святому”), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.

Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами - и всему этому давать христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире - это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое Православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают...

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за “учителями” века сего.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь - лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям. В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.

Иеромонах Серафим (Роуз)












Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят
фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если это необходимо), какой
язык они слышат и каким языком говорят сами – и всему этому давать
христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо
контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия,
которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник
антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как
только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его
христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство,
наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире – это в различных
формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами,
мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью
православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое
православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще
проигрывают, чем выигрывают…

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой.
Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих
целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый
взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию можно
использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее
влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма “рока”, современной
псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без
музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам
оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных
впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее
воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет
бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов,
которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и
скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не
будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о
христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они
попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную
жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и
философии нашего времени и не станет слепо следовать за “учителями” века
сего.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в
том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и
роковая вещь – лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его
лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в
сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется
знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на
Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры,
которая в России почти всегда имеет определенное религиозное,
христианское звучание, получает намного больше возможностей вести
нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто
обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной
культурой.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны
использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого
лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это,
указывает на Бога и Православие, мы должны этим пользоваться. (иером.
Серафим Роуз)











Первая часть: Как вера становится сухой схемой. Часть 1.

Записала Вероника Агафонова

Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять
начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно?
Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало все по-нашему,
по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а -
православное воспитание, не просто образование, а православное
образование. Где эта схема, дайте нам ее!

Конечно, жадно ищущий находит эти схемы, бывает, что и такие, которые
способны вообще изуродовать человеческую жизнь.

Недавно к нам в гимназию приходили люди из общества «Православные роды».
Они утверждают, что православная женщина не может делать кесарево
сечение или пользоваться обезболиванием во время родов. Почему? А потому
что, оказывается, «в муках должны рожать, а если не мучаешься, то плохо
- ребенок родится без совести». В этом обществе распространены идеи
священника Анатолия Гармаева. Его книги о семейном православном
воспитании полны подобных схем, и поэтому необыкновенно популярны. А
вообще-то от этого становится страшно. Вот, например, он говорит, что
православная семья начинается с седьмого ребенка, «семь-я». Выходит, что
если в семье нет семи детей – то это не православная семья.

Перечислять такие вещи можно очень долго – много подобных позиций
заявлены как православные.

Я, например, считаю, что очень странно и опасно возводить многодетность
в обязанность православной семьи. Нигде в Священном Писании, нигде в
Священном Предании не сказано о том, что многодетность – это обязанность
христиан. Конечно, это хорошо, когда семья многодетная. Но не у всех
есть силы и здоровье на многодетность, не всем Бог дает детей. И когда
уважаемые священники говорят со всех сторон, что мы должны спасать
Россию и демографическую ситуацию исправлять – это не так, демография –
это забота государства, Церковь не обязана заниматься увеличением
рождаемости населения России. Задача Церкви – приводить людей ко
спасению. Все люди разные, и все семьи разные, не может быть пост для
всех один и тот же, не может быть молитва для всех одинакова, не может
быть и многодетность для всех одинакова. У всех разные возможности, силы
и устроение. Мы видим, что семья Иоанна Крестителя была немногодетной,
семья Богородицы тоже, и тем не менее мы восхваляем их родителей…

Я это говорю к тому, чтобы мы, родители, задумались о том, что
вкладываем в понятие православного воспитания. Не идем ли мы по легкому
пути, не ищем ли схем, когда мечтаем создать некий образ мифологической
православной семьи. Мы заставляем ребенка молиться, учим его
молитвенному правилу – но он не знает смысла молитвы «Отче наш», что
такое «сущий на небесех», что такое «хлеб наш насущный даждь нам днесь»…
Или бывает хуже – ребенку с семилетнего или десятилетнего возраста
прививается вычитка правила, утренних и вечерних молитв, без всякого
осознания и даже сокращения. Когда он станет подростком, он все это – и
Церковь, и молитвы – отставит в сторону, потому что ребенок не может
жить в непонимании и во лжи. Когда о вере ему говорят, что это ценно и
нужно, не объясняя, почему - он чувствует, что это подмена, ложь, раз в
этом нет никакого смысла.

Так бывает очень часто. Ребенок все время в Церковь ходил, причащался
каждую неделю, и вдруг! Ему 15 лет, и он этого больше не хочет. Но как
же он захочет, если для него все это было абсолютно бессмысленно, он не
понимал, зачем все это. Это касается детской молитвы, поста для детей…

А ведь ребенок сам может определять – конечно, не без помощи взрослых –
как ему молиться и в чем во время поста он может себе отказать.
Интересно, что и в нашем обиходном православном языке сложились такие
устойчивые выражения: правила мы вычитываем, а службу мы выстаиваем.

Всё надо делать со смыслом

Включим телевизор. Смотрит ребенок его или нет – там действительно идет
массовая бессмыслица, хороших фильмов практически нет, идут сериалы –
апофеоз бессмысленности, погружающий людей в пустоту как в некий
наркотик. Всем надо почему-то расслабиться, всем надо отчего-то уйти.
Включаешь пустоту – и эта пустота заполняет твой ум, заполняет
пространство твоей семьи, твоей квартиры. Пустота непрестанно идет из
эфира. Ребенок хочет или не хочет, но ощущает это вокруг себя и
принимает. Соответственно, он начинает и вести себя. В православной
школе мы видим, что дети себя ведут так, как, очевидно, родители их не
учили. Может быть, потому что телевизор включен, и дети на уровне
подсознания принимают в себя определенные манеры, выражения? «Ну ты
задолбал меня», - говорит ребенок во втором классе, обращаясь к учителю.
Они не чувствуют, что это что-то неприличное, а воспринимают как норму.

Что можно этому противопоставить? Чем ребенка можно от всего этого
оградить? Ну конечно, по возможности, не включать телевизор. Если он все
же включается, ребенок должен смотреть что-то осмысленное, правильное,
серьезное – на его уровне, конечно, но тем не менее. И вообще мы должны
к своей жизни как-то отнестись серьезнее – мы не должны ее
обессмысливать, обесценивать. Наоборот, ее нужно наполнять содержанием –
в том числе жизнь наших детей. Она наполняется, конечно, прежде всего
через воспитание ребенка в настоящей классической культуре. Одно время
(сейчас, может быть, этот неофитский запал несколько ослаб), в конце
80-х – начале 90-х были такие настроения, что вообще все светское, все
нецерковное отвергалось и «сбрасывалось с церковного корабля»
куда-нибудь подальше. И – только церковное; детям сказок не читать,
потому что там про волшебство и колдунов, про фей – а феи это почти
экстрасенсы, и так далее. Мы проходили все это. Я помню, была статья в
одном православном журнале, где мама писала о дочери, которая за
сочинение на тему «Что бы я сделал, если бы был волшебником?» получила
двойку. Мама возмущалась, что школа безбожная, а ее дочь написала: «Я не
хочу быть волшебником, все волшебники колдуны, а колдуны все против
Бога» и тому подобное. Что обычно дети пишут в таких сочинениях? «Если б
я был волшебником, я бы сделал так, чтоб никогда не было войны… чтобы
моя мама не болела… чтобы моя бабушка не умерла»… Вот что дети хотят,
когда они бывают волшебниками. Они хотят самого лучшего, они хотят быть
на самом деле чудотворцами. Они чуда хотят. А мы вот так приходим и –
«нельзя!» И нет ничего.

Это симптоматика того времени, которая потом выродилась в определенные
схемы. «У нас должна быть православная литература». Появилась! И
покупают родители эти книги про православных белочек и православных
жучочков… Так это же кошмар! Андерсена уже не существует, а существуют
эти современные «ужасы», которыми пичкают наших детей – абсолютно
бездарные, низкосортные, лживые… Такие же книги читают и взрослые -
покупают Юлию Вознесенскую, такую же низкопробную, мифологическую,
абсолютно недуховную литературу. Обычное фэнтези нельзя читать, а
православное, значит, можно? Суть-то одна и та же.

Вместо того, чтобы воспитывать ребенка на настоящей культуре, на
настоящей музыке, на настоящей литературе, на хороших фильмах – «нам
дайте наше, православное». Не надо «нашего» – такого; это не
православное, это псевдоправославное, больное, то, что выросло из схемы.
Но захотели – получили. Это ответ на востребованность всего
низкосортного. Но это не есть истина, это не культура, это не смыслы, о
которых я сегодня говорил. И поэтому если мы хотим, чтобы наши дети не
обращались так к учителю – «задолбал» – то давайте перед сном им читать
хорошую литературу, не подменять сказки житиями святых.

В противном случае они к житиям будут относиться как к сказкам… Конечно,
жития - в определенном смысле «икона», которая отражает духовную
реальность, хотя не является портретом и пользуется символичными
изобразительными средствами; жития несут некие стилистические
особенности. Но все-таки это не сказка, а душа ребенка в сказке очень
нуждается. Она нуждается в символическом осмыслении добра и зла – через
сказку, через притчу, через хороший рассказ, через хорошую, доступную
ему, литературу. Мы же все это сами читали – почему же мы не хотим дать
нашим детям? Надо подбирать фильмотеки для детей, чтобы показывать им
хорошие старинные фильмы. Все надо делать со смыслом, тогда все станет
на свои места.

ВОПРОСЫ ПОЛА В РАЗГОВОРЕ С ДЕТЬМИ

Интервью с детским психологом Ириной Медведевой
18 июня 2002 г.


 

- В каждой семье, где есть дети, рано или поздно встает вопрос о том, как с детьми начать разговор о вопросах пола, потому что дети эти вопросы рано или поздно зададут. Существует две точки зрения. Одни считают, что эти вопросы не должны обсуждаться, дети и так сами все узнают. Другие же считают наоборот, детям надо дать максимум информации по этому вопросу. Как следует решать эту проблему, на Ваш взгляд?

- Я, конечно, не могу сказать, что такой проблемы не существует вовсе. Но мне кажется, ее масштаб в последние годы сильно преувеличивается некоторыми сексуально озабоченными взрослыми. Думаю, что когда ребенок интересуется вопросами пола (а он этим интересуется в разном объеме в разное время своей жизни) тогда ему и надо отвечать, причем в как можно более общей и условной форме.

- Вопросы эти задаются тогда, когда ребенок совершенно целомудрен, и конечно дети задают их в совершенной своей чистоте. А родители в такой же (подобной детской) чистоте как правило ответить не могут. И возникают такие мифологемы: "аист" и "капуста", "тебя в магазине купили". Хорошо ли это?

- Очень хорошо! Я как детский психолог скажу, что это очень верно. Это веками говорится и про "аиста" и про "капусту". Думаю, что довольно давно стали говорить и про магазин. Очень верно. И знаете, никому из взрослых людей это не повредило. Как мы видим, человеческий род продолжается уже не первое и даже не второе тысячелетие. Плод обязательно должен быть запретным до времени, чтобы потом, когда ребенок вырастет, этот плод был сладким. Тогда род продолжается. Если этот плод перестает быть запретным, а следовательно сладким, то человек, так уж он устроен, ищет другие запретные плоды. Не поэтому ли на Западе так много гомосексуалистов. Это другой запретный плод. Впрочем, он тоже уже не запретный. Поэтому когда семь лет назад я попала в Германию на всемирный конгресс по социальной психиатрии, и европейские и американские ученые говорили о том, что проблема номер один современного западного мира - это сексуальное сожительство взрослых и детей. Вот какой запретный плод сегодня сладок людям Запада. Так что если этот плод перестанет быть запретным, а следовательно сладким... ну что ж, тогда ждите поиска других. Именно Скандинавия и в частности Швеция первая восприняла сексуальное просвещение в школе. Прямо где-то после 68-го года. Вот была так называемая сексуальная революция в Европе и Скандинавия стала прямо пионером сексуального просвещения.

Я еще хочу сказать интересную вещь, что Стокгольм - столица Швеции - три года назад на Всемирном конгрессе семей в Праге был назван первым пост-семейным городом в мире, потому что там 70% жителей никогда не имели, не имеют и не хотят иметь семью и детей.

- Скажите, но возможен ли вне семьи такой сокровенный, интимный, умный разговор о вопросах пола, может ли он быть школьным уроком, публичным выступлением?

- Я думаю, что нет. Это никогда не может быть прилюдно. Посмотрите, в культурном русском языке не существует ни одного слова для обозначения физической стороны любви...

- ...вот я все время об этом задумываюсь. Как говорить о том, что совершенно невозможно назвать?

- Лучше задумаемся о другом: что значит, когда в таком богатейшем языке как русский нет культурных слов для обозначения плотской любви? Это значит, что культура строго секретит саму тему. А на каком языке говорить? Есть мат и есть гинекологическая латынь. Ну, наши секс-просветители домашние, российские, они конечно говорят, что гинекологическая латынь - это самое оно. Но представьте себе, что ребенку говорят "пенис", "фаллос", "оргазм", "эрогенные зоны". Это вообще конец света. Я бы даже сказала, что нужно трижды подумать, что гаже, вредней для психики: мат, который ребенок воспринимает как откровенную непристойность или "культурное" просвещение на гинекологической латыни. Я считаю, что второе гаже.

- Я тоже так думаю, честно говоря. Мы часто слышим: "Плохо, если ребенок об этом узнает в подворотне. Плохо, если об этом ребенку расскажут в туалете". Но если ребенку "про это" расскажут в туалете, то это всегда будет туалетно. Если в подворотне, то это будет нести свой отталкивающий стыдливый момент. Поэтому мне кажется, что даже подворотня в какой-то степени есть сохранение того, чему даже название сегодня совсем забыли: целомудрия.

- Совершенно верно. Зачем пугать подворотней? Почему некоторые оправдывают сексуальное просвещение тем, что, мол, иначе дети узнают "про это" из подворотни. Подворотня, как сказал бы культуролог - это неотъемлемая часть подростковой субкультуры. Проходит подростковый возраст, вместе с ним проходит подворотня, и уже юноша по ночам вздыхает о любимой девушке, стихи пишет, гуляет под ее окнами, сходит с ума. И представляет ее себе неземным, бесплотным существом. Но если он в семь-восемь, в двенадцать лет видел учебное пособие с половыми органами в разрезе, учил на эту тему параграф, отвечал у доски... Представляете, приходит учительница в очках, в нарядной блузе, развешивает эти пособия, они открывают учебник... И я кстати, хочу сказать, что и картинки в этих учебных пособиях намного непристойнее, чем фотографии в порножурналах. Это просто смещение черного и белого. Полное смешение черного и белого! Пол и потолок меняются местами! Потому что одно дело порнографический журнал, который мальчишки смотрят под партой и, опять же, знают, что это непристойность. А другое дело, когда в учебнике. Учебник для детей - эталон. Эталонная информация. И когда там это все в характерной манере учебника, так серьезно, с рисунками и схемами... Я видела всю эту мерзятину. Между прочим, когда мы с моей коллегой Татьяной Львовной Шишовой в Германии читали курс для студентов Гамбургского университета, они с нами как-то разоткровенничались после лекции. И я помню, как один очаровательный, похожий на героев Томаса Манна, какой-то благородных кровей юноша сказал: "Какие вы в России счастливые, вы знаете, что такое любовь. Мы тоже это знаем, но только по классической литературе. Мы очень хотим полюбить, но не можем, потому что получили сексуальное образование в школе и когда видим девушку, вспоминаем, что нам говорили про эрогенные зоны и про то, как устроены фаллопиевы трубы".

- Проблема очень знакома. В начале 90-х годов родители были в полном ужасе, когда их дети вернулись из школы. Скажем, ученики первого класса показали своим родителям красивенький буклетик под названием "Мой друг презерватив".

- Как сейчас помню, это было в середине 90-х.

- А откуда такие буклетики появляется в наших школах? Откуда эти программы появились, откуда эти учебники? Кто их издает? Кто и зачем растлевает детей?

- Да, детей растлевают. И это очень страшно. Я как детский психолог могу сказать, происходит ядерный взрыв в психике детей. Иначе не назовешь. Но для тех, кто это делает, растление и провокация психического шока - как бы побочные продукты. Задача другая: снижение рождаемости. Это такой, я бы сказала, геноцид с цивилизованным лицом.

- А как зовут это "цивилизованное лицо"?

      См. также:
Запах серы. Об оккультной составляющей программ "планирования семьи"
 

- Его зовут Международная федерация планирования семьи. А на нашей почве существует филиал, который называется Российская ассоциация планирования семьи. Ну, конечно, у этой организации очень много спонсоров, помощников. Скажем, такой важный спонсор, как Фонд народонаселения Организации Объединенных Наций. Он представлен и у нас в стране, и в других странах, в которых существуют центры планирования семьи. Также очень помогает в уничтожении населения ЮНЕСКО. Хорошо помогает ЮНИСЕФ. Хорошо помогают Фонд Рокфеллера, Фонд Форда, Фонд Маккартуров, с успехом работающие на нашей территории. Бывают какие-то парадоксальные спонсоры. Например, английский принц Филипп, который возглавляет Фонд защиты диких животных. И все о нем говорят как о замечательном человеке: ему так жалко носорогов, ему так жалко леопардов, он так заботится об экологии. Но давайте спросим себя, кто больше всего нарушает экологию? Конечно, люди! Чем меньше будет людей, тем чище будет воздух, вода, трава...

- ...и будет больше диких животных?

- Конечно. Так что принц Филипп теснейшим образом связан с Международной федерацией планирования семьи. И таких, на первый взгляд неожиданных связей очень много.

- Я знаю, что в Москве были такие "пилотные" школы, в которых программы РАПСа (Российской ассоциации планирования семьи) просто внедрялись через личные отношения с директорами этих школ. А есть у Вас, как у детского психолога-специалиста, данные о горьких плодах такого просвещения в России?

- Конечно, и очень много. Вы упомянули о пилотных школах в Москве. В одной из них школ учился сын моей подруги-психолога. И он был единственным в классе, кто не заполнил омерзительную секс-просветовскую анкету. Я не могу вслух повторить ни одного вопроса, который был задан детям. А этот мальчик, поскольку он воспитан хорошей мамой, не стал заполнять анкету. И именно благодаря тому, что он ее не заполнил, а следовательно не сдал, он вынес ее из класса. Другие дети сдали, и все шито-крыто. Родители понятия не имели, о чем спрашивали их детей. А этот мальчик пришел домой и швырнул матери анкету в лицо, представляете? Он был в таком жутком состоянии... Сказал: "Вот, до чего вы, взрослые, докатились!" И у него, как у человека тонкого, были очень тяжелые психические последствия, даже после одной такой незаполненной анкеты.

СПРАВКА: Последние три года в государственных школах России под разными названиями стали вводить сведения сексологии и контрацепции. Кроме того, зачастую по инициативе школы дети посещают разного рода занятия, семинары и уроки в так называемых медико-педагогических школах и центрах планирования семьи. Цель преподавания во всех случаях одна: манипулирование психикой ребенка. Перевод его внимания с высших духовных ценностей на низшие плотские удовольствия, их культивирование. Когда человек рассматривается лишь как биологическая единица. Внимание детей, акцентируется исключительно на вопросах секса, грубо попирается стыдливость. При этом осмеивается целомудрие, семья. Будущие дети представляются как ненужная, тягостная обуза. Детям рассказывают о страшных вещах. Пример: "Основными формами половой жизни человека являются экстрагенитальные, плотаническая любовь, танцы, гейшизм, генитальные, суррогатные формы полового акта, вестибулярный, бедренный половой акт, анальный, орагенитальные контакты, сексуальные действия с животными". На каждую тему в школе выделено по часу, а то и по два. На Западе ситуация не лучше. В Сан-Франциско, например, где большой процент гомосексуалистов, сексуальные "меньшинства" добились того, что им разрешили в школах преподносить какую-то свою особую программу сексуального просвещения. В класс к семилетним приходят "специалисты" и говорят: "Вам не стоит беспокоиться, если у вас будет сексуальный контакт с вашим же полом, может быть даже с партнером более взрослым..." Т.е. практически преподаются основы гомосексуализма. Ребенок-то об этом вообще не думает. А если ему начинают об этом говорить, то у него, конечно же, могут спровоцировать желание попробовать. Получается не просвещение, а откровенная пропаганда.

- Сегодня секс-просветители научились маскироваться, поскольку есть уже какая-то реакция Церкви, ученых-экспертов, общественности, родителей. И теперь это называется "Основы здорового образа жизни", "Уроки здоровья", "Гигиена", "Валеология", "Программа "Изменения"", "Лекции о СПИДе". И родители думают: как хорошо! Им ведь внушили, что дети сейчас все рождаются больными. Вот здорово, что их будут учить "здоровому образу жизни", а, следовательно, оздоровлять, учить, как стать здоровыми.

- Было бы важно понять, чем мы можем себя защитить, насколько мы вправе протестовать, какие у нас есть юридические возможности не допустить экспериментов над нашими детьми, над нашим народом.

- Вы можете мне поверить, что это не менее страшно, чем крысиный яд. Вот родители должны себе представить, что детей могут на таких вот уроках "здоровья" накормить крысиным ядом. Когда речь идет о спасении ребенка, родители просто обязаны его защитить, да и других детей тоже. А для этого они должны знать: если в школе что-то вводится экспериментальным порядком, об этом школа должна оповестить всех родителей. Причем, им не просто должны сказать, что с завтрашнего дня или с послезавтрашнего вводятся "Уроки здорового образа жизни". Каждому из них должны показать программу, и от каждого должны получить не устное согласие, а письменное. И если хоть один родитель в классе не согласен - ему не имеют права сказать; "Пускай ваш ребенок гуляет в коридоре в это время". Ничего подобного! У нас пока еще образование государственное. И у родителей сейчас как раз больше прав, чем было раньше. Если директор школы заявляет, что он, несмотря на протесты родителей, не хочет отменять этот экспериментальный урок, у родителей есть все основания подать в суд. Не на учителя, а на директора школы. Потому что учитель - тоже подчиненное существо.

- В православной гимназии однажды на уроке закона Божия все ученики седьмого класса принесли с собой журнал "Cool". Оказалось, они не знали, что это за журнал, им его бесплатно в метро раздавала какая-то добрая тетя.

- Очень наивны чаяния и надежды православных людей, что они своих детей вырастят в золотой клетке. И что они должны только как следует присматривать за своими детьми. Не усмотришь! Это повсюду и везде. А сколько к психологу обращаются родителей тех девочек и мальчиков (но особенно почему-то девочки психически страдают), которые читают журнал "Cool" и ему подобные издания. Вот приведу Вам один пример. Приходит мама с девочкой 12-ти лет и говорит: "Не понимаю, что с ней произошло? Она такая была хорошая девочка. У нас такая хорошая семья. Она себя вдруг начала вести, как профессиональная проститутка. Мы не знаем, что с нашим ребенком, мы не знаем, как ее укротить, и вообще что с ней делать, она уже кандидат в колонию и все это случилось как-то стремительно и на ровном месте". Я спрашиваю и то и это. И вроде не нахожу никаких "улик". Вдруг мне приходит в голову спросить: "Скажите, а ваша девочка не читает в последнее время журнал "Cool"?" Мама с гордостью отвечает: "Конечно! Это же журнал для девочек-подростков. Она его покупает раз в неделю, я ей сама даю деньги на него". - "А Вы туда заглядывали?" Она в недоумении отвечает: "А зачем заглядывать в детский журнал? Что, наши родители заглядывали в журнал "Мурзилка", "Пионер" или даже в "Юность"?" Я говорю: "Ну Вы загляните, потом мы, может быть, вернемся к разговору, почему Ваша девочка стала себя так вести". На следующий день она пришла заплаканная: "Вы знаете, я этот журнал сожгла прямо у себя во дворе, все номера, что нашла". Я говорю: "Все сжечь невозможно, они на каждом лотке".

       
 

- Журналы "Cool" и "Cool Girl" - молодежные проекты Издательского дома Бурда в России, рассчитанные на подростков одиннадцати-пятнадцати лет. В народе эти журналы называют "мусорными". Прочел - выбросил. Тираж "Cool" - около миллиона экземпляров. Раскупают быстро. Хотя содержание старого номера от нового почти не отличишь. Те, кто читал его пару лет назад, с трудом вспоминают о чем он. Это журнал, который чрезвычайно безответственно подходит к своей редакционной политике. Потому что детям внушаются вещи несопоставимые и с минимальным уровнем культуры. Что нам делать? Мы сегодня живет в таком мире, где эта информация доступнее любой другой...

- Я призываю все контролировать. И школьные новации, и детские журналы, и детские передачи по телевизору, и даже, представьте себе, детские мультфильмы. Ну, я уж не говорю о том, что у нас всех есть возможность позвонить депутату Государственной и городской думы. Ведь депутаты (теоретически) представляют наши интересы. Т.е., как говорят дети, "бузу надо поднимать". Если мы не хотим сдавать своих детей. Вообще, предательство - страшный грех. Но уж предательство своего ребенка - это последнее дело.

С Ириной Яковлевной Медведевой беседовал священник Алексий Уминский, Православие.ru

счетчик посещений

О воспитании детей



http://tzarskiy-khram.narod.ru/kro.jpgПри образовании юношества о чем надо больше всего стараться? О том, чтобы стяжать «ему просвещенна очеса сердца» (Еф. 1, 18). Не замечаете ли, что сердце наше — первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (идея) предшествует умственному познанию? Бывает так при познаниях: сердце видит разом, нераздельно, мгновенно; потом этот единичный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части, являются отделы: предыдущее, последующее; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму — внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому весьма важное дело «просвещенна очеса сердца» при всех познаниях, но особенно при познании истин веры и правил нравственности.

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст.

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце — жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, — именно Он хочет чистого сердца: «Блажени чистии сердцем» (Мф. 5, 8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца — Христос (»живет во мне Христос») (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача — вселить верою Христа в сердце.

Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю прямо доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что «Царствие Небесное нудится», что «нуждницы восхищают е» (Мф. II, 12)? А как не принуждать особенно мальчиков к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Советы одной матушки. Воспитание детей

 

Автор: Из книги «Православное воспитание детей» - Н.Е. Пестов.


... Учитывая современную обстановку, рекомендуется проявлять осторожность при требованиях к детям, которые могут давать в ряде случаев не положительные, а отрицательные результаты.

 

Религия — есть «соль». «Соль — добрая вещь», — сказано Христом. Но что бывает с пищей, если ее пересолить? Поэтому в воспитании детей в наше время нужна осторожность и осмотрительность, но не строгая схема «диссертации», потому что в нашей жизни наблюдается следующее.

 

Ребенок встает утром в школу с трудом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физзарядки он не делает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитва крошки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу! Помоги мне быть внимательным, быть прилежным, сообразительным. Сохрани меня от злых людей, от бед, от ошибок. Пошли мне, Господи, Ангела снятого, чтобы он мне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!» И, перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнять дело, порученное ему Богом.

 

Но что мы наблюдаем на деле? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молитвы, небрежно крестится, кладет поклоны и косится на часы.

 

«Ах, как длинна эта молитва!» — думает он. Но сократить нельзя, его слушает бабушка. Вдруг телефонный звонок. Бабушка уходит. Какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы порезвиться с ребятами лишние минуты на школьном дворе. Малыш упустил длинный ряд поминальных молитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых ему велено произносить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом их души. «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошие люди», — рассуждает он.

 

В школе ребята аппетитно завтракают сосисками, колбасой и т.д. А наш малыш смотрит на них с завистью и с осуждением: «Греховодники! Ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелательство к товарищам, рожденное завистью и осуждением, растет у малыша. Он охотно дерется с товарищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некоторое время, и вот малыш уже дома не всегда и несразу слушает родителей.

 

Его наказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать свои проступки, опоздания, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Так за чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они», не узнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу, в общем: "не слушался", ну и все. Батюшка отпустит. Бог простит».

 

Так понемногу внутренне дитя «отделывается» от строгости и подвигов религии и начинает чувствовать себя бодрее и веселее. А кто, как не родители, виновны в том, что иго стало ребенку непосильным, и он стремится его сбросить? Лучше бы они дали ему возможность питаться наравне с другими, играть и гулять вместе с товарищами, чем вынудили дитя свое скрывать, обманывать, лукавить и лицемерно молиться!

 

То же происходит и с телевизором, и с книгами. «Грех» не впускается в дом, и поэтому дитя стремится уйти из дома и насладиться тем, чем живут его товарищи. Длинные, непонятные церковные службы часто тяготят детей, они вздыхают и думают про себя: «Опять праздник! Опять пост! Как счастлив сосед, который часто ходит в кино и смотрит дома ТВ! Скорее бы вырасти и бежать из дома!»

 

Но эти мысли ребенок носит в глубине души, никому не говоря, ибо знает, что последуют нотации, длинные внушения, а то и наказания. До поры до времени, пока дитя боится ремня, оно терпит. Но вот уже 13—14 лет, и сын стал выше матери ростом.

 

«С ним сладу нет — переходный возраст», — жалуется мать.

 

О нет, дорогая, теперь он вырвался, но жажда этой свободы зрела в нем давно — с 5 - 6 лет, и теперь родителям уже не взять его в руки. Надо было в 7—8 лет узнать душу его, не журить и таскать за собой по церквам, а пойти навстречу желаниям ребенка: купить ему ТВ, ослабить посты и молитвословия, ибо молитве-то настоящей его не научили. Молитва есть беседа души с Богом как с любящим Другом, а вашему сыну религия и Бог были преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страдания. Вера, которая должна бы его окрылять и делать счастливейшим из людей, стала с детства его бичом, отнимающим радости жизни; он рассуждал так: «Из-за того, что я верующий, мне нельзя, как всем, смотреть телевизор, а как это интересно! Нельзя читать ряд книг, а все о них говорят, все рассуждают, кроме меня. Я какой-то отщепенец. Из-за длинных бесконечных церковных служб не хватает времени на спорт, на гулянье — вот я слаб и не закален, я стал из-за этого посмешищем для товарищей! К тому же я не могу позвать к себе моих школьных друзей, не могу быть ни с кем откровенным: родители меня не понимают, а от друзей я вынужден скрывать свою веру, иначе меня засмеют».

 

Подросток становится, мрачен, озлоблен и скрытен, отказывается вскоре от всех внешних проявлений веры: от постов, от молитв, от церкви и т.д. Ужас родителей нельзя передать, но этого следовало ожидать с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенка в ответ на их призыв к молитве, церкви и т.д.

 

Речь идёт о благодатных утешениях, которые должны заменить верующей душе земные блага. Но ведь до благодатных-то утешений надо дорасти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо побороть в себе дурные наклонности, а борец-то должен быть, прежде всего, с умом. А ума-то как раз и нет у дитяти. Поэтому «иго» религии его тяготит и сломит, если оно возложено на него с детства и не осторожно, а со строгой требовательностью.

 

Надо бояться «пересолить» больше, чем недосолить. Не всякой душе дано с детства ощущать веяние Духа Святого. Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны 4 таланта, чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с младенчества, то тот, кому даны лишь 2, почувствует эту же благодать лишь на краю могилы, свершив уже свой жизненный путь, полный подвига. Так не надо нагружать дитя всеми внешними формами религии, чтобы отрок не отбросил свои «два таланта», не закопал их, решив, что 5 ему все равно не приобрести, так стоит ли стараться приобретать 4? Но Господь дал второму ту же награду, что и первому, потому что у Него в «хозяйстве» нужны всякие сосуды — и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своя мерка на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобы религия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бременем, мешающим идти. Помоги Бог воспитателям, поистине мудрость змеиная нужна им, о чем да просят они Бога усердно и горячо. Нельзя подходить всегда лишь схематично к вопросу воспитания детей. Надо учитывать наследственность и то, что сами родители — грешные люди. Ведь в притче своей Господь сказал: одному дано 5 талантов, другому — 2, иному —1. Если требовать с ребенка, которому дано 2, то же, что с того, кому дано 5, то воспитатель промахнется: сломится его душа от излишнего напряжения. А книга написана так, как будто родители уже святы и должны быть святы их плоды. На самом-то деле родители сами без конца падают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех. Так как же их наказывать тем, кто сам не мог искоренить грех в себе, и сам испортил свое дитя?

 

Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь бревно из своего глаза...».

 

Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитание себя самого. Кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу? До семи лет, пока ребенок слов не понимает, его можно заставить силой повиноваться, т.е. применить наказание. Но в отроческом возрасте надо действовать лишь убеждением, иначе будет одно зло: кончится дружба между воспитателями и детьми, кончится и влияние старших. Надо твердо помнить: «Насильно мил не будешь». Если ребенок не любит отца и мать, то зря они стараются подбирать ему книги, общество и т.п. Он ускользнет от их влияния. Поэтому, прежде всего, надо беречь любовь и уважение к себе детей. Потеряв это — потеряешь и детей. Поэтому можно зачастую и сделать ослабление к своим требованиям, т.е. быть снисходительными и прощать, как и Христос прощает нас.

 

Бог есть Любовь. Если нарушен этот принцип — нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия и т.п. Нет любви в семье — значит, нет среди нас и Бога. А любовь не раздражается, не гордится, не ищет своего. А в какой семье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чувствуют и уход благодати из семьи. Остается внешнее, без внутреннего содержания. Соль, потерявшая силу.

 

Слава Богу, что у нас есть таинство покаяния, после которого надо начинать все сначала. Прежде всего, надо воззвать к Богу и попросить Его от всей души помочь подняться из той пропасти, в которой мы находимся. А с ребенком нужно идти нога в ногу: вникать в его желания, объяснять их ему, помогать разбираться в картине, в книге, в жизни, указать, к чему что ведет, ибо грех в жизни часто украшен красивой, обольстительной оболочкой, а потому сильно влечет немудреную простую душу ребенка. Пусть лучше дети смотрят фильмы дома, чем на стороне, ибо дома есть родители. Если запрещать то, что дети желают, то они начнут обманывать, и один грех повлечет за собой другие. Наказание отшатнет детей окончательно, и все слова родителей будут «как об стенку горох».

 

Родителям надо учитывать, что враг беспрестанно сеет плевелы в душе неокрепшей, неразумной, податливой. Поэтому надо засевать самим душу, интересоваться всем, чем интересуются дети и помогать им разбираться, что на пользу душе, а что во вред. Поэтому главное — контакт с детьми и добрая совесть перед Богом.

 

  © 2005-2009 "Наша вера" vera.mipt.ru

ПАГУБНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ

Многовнукий дед А. Вишневский, 11.11.01, Москва.

Многие искренне любящие детей родители в панике! Дети "отрываются" от родителей и вообще "оттягиваются вовсю". Неразумных уносит, словно на отколовшейся льдине, в мутных потоках вредных пристрастий. Очень уж опасны и вредны привычки "гулять самим по себе, на самом краю". Отколовшиеся льдины переворачиваются и топят резвящихся детей, как слепых котят. Ко многим вредным привычкам пристрастились многие дети. Нередко с младенчества извращен ритм сна и бодрствования, разумно не упорядочено питание, развращена эмоциональная реактивность. Становится модным ленивое безделье. Многих одолевает тупая скука, дикий кураж, авантюризм, цинизм, уголовные деяния, вандализм, курение, пьянство и пр. нарко-токсикомании. Изнеженные и извращенные предпочитают чрезмерные сладости, пикантную "закусь", дискотеки под стимуляторами, извращенный секс, ночные оргии, азартные игры+ Умопомрачающий азарт помолодел, усовершенствовался технологически, вооружился современной компьютерной техникой и психологиче
скими программами развращения детей. Что делать, что делать!?

В данном случае чудовищным цинизмом было бы сказать: "Спасение утопающих - дело самих тонущих". Дети виноваты не во всем. Чтобы противостоять бедствию, необходимо понять - кто виноват, как развивается бедствие, что предпринять вначале и что потом? Знатоки детских душ - учителя - утверждают: "с родителей все начинается". Родители обвиняют школу и улицу, весьма зло поминают государство, чиновников, законы, порядки в стране. Так кто: родители, школа, государство, отсталые наши нравы, обычаи, недоразвитая культура виноваты? Или еще что и кто так дико, недостаточно, чрезмерно или извращенно "любят" детей?

Удивительно разнообразно и поэтично восхищаются родители своими детьми. Дети - цветы нашей жизни! Семья - клумба, а государство - поле, где каждый человек: то ли василек, или колокольчик, а может быть - былинка. Хороша песня: "+Поле, русское поле, я твой тонкий колосок"! Но, вот шутят, что живем мы, как в лесу: "что ни старый чиновник - то дуб, секретарша - ягодка, бумага - липа, а что ни гражданин-клиент - то желудь, который не знает, каким ветром, куда его занесет и какая свинья его съест". Некоторые пессимисты утверждают, что в последнее время и среди молодой поросли ужасно расплодился чертополох. Нечестивые, мол, ветры надули чуждые семена азиатского рабства.

Есть и библейские аналогии, дескать: "Орды безродных, коварных кочевников вторглись в исконную нашу землю и нагло топчут православную пашню". Враги нашего самобытного разума соблазнили детей и недорослей. Все легковерные уверовали в Золотого Тельца. Многие, заболели на голову - и теперь "беснуются до упаду". Извиваются под сумасбродную музычку. В уродливых корчах поклоняются богу чревоугодия. А потом возлежат, издыхая, и жутко разевают рот, в ожидании манны небесной, которая опять протухла.

Но где же, что же наши родимые пастухи? На какой такой "Горе-Сионе" наш русский Моисей так долго российскую национальную идею на скрижали долбит? Этот вопрос больше для тех, кто Старый Завет читал вдумчиво. Нет вопросов и у тех заплечного дела мастеров, которые "чужих" террористов "мочат" кровью "своих" (но не родственников). Худо, что непутевым, юным подросткам обоего (в последнее время часто "обоюдного") пола часто подают пример витиевато молодящиеся душой, лысые сограждане. (Опытные матери шутят, что "мужчины отличаются от детей только ценой игрушек".) Опять убеждаемся, что на матерях держится мир? Значит, опять нам самим (родителям, особенно многодетным) давно пора собственным разумом более детально разобраться в современных, конкретных проблемах развития и деградации детей.

Беда вот в чем: "Даешь хорошее настроение! Без труда! Здесь и сейчас!", - модно вопят современные недоразвитые и душой уродливые калики. И это самое настроение "дает" массам самый популярный учитель - телевизор, он же "видак". Пойдет дело и дальше так - нас в этом ящике и в могилу зароют. Ибо телевидение наглядно и образно учит, что и как "надобно" хапать от жизни. Не напрасно запрещал Господь вкушать "яблоко познания добра и зла" прародителю Адаму. Жаль, не помогло. Змий, подобно телевизору, нашептал Еве - таки попробовать запретный плод. И нам до сих пор: увидел, понравились - расплачивайся!

Телевидению нужен рейтинг, дабы дороже платили за рекламу. Иначе худую продукцию покупать не будут (хорошее - и так разберут). Ради одурачивающего рейтинга жадные теле-киношники гнусно эксплуатируют самые низменные инстинкты. "С младых ногтей" уродуют сексуальный инстинкт. Провоцируют жестокую агрессивность. Наглядно демонстрируют, как "смачно мошенничать, убивать, грабить - и кутить до упаду". Наглядно убеждают, что для наслаждение жизнью вовсе не обязательно зарабатывать кропотливым трудом. Вроде все это знают, а действенный коллективный протест организовать не могут.

Гнуть хребет задаром вменяется "лохам": рядовым учителям, врачам, инженерам и прочим "работягам", которые не умеют воровать. (Даже не умеют объединиться для защиты своего человеческого достоинства). Достаточно им пообещать чуть увеличить нищенскую зарплату - и они будут ждать, ибо "родине" трудно, пока узурпаторы за кордон воруют, а хороший президент (такой лапочка!) бессилен. Узаконили это депутаты, приняло правительство, президент "терпит". Это вовсю пользуют прочие "воры в законе" для собственного величия и углубления чувства полной безысходности "народных масс". Всякий негатив и беспредел вменяется показывать по телевидению, чтоб побольше гвоздей забить в гроб последней "праведной" надежды обездоленных родителей. Важно, чтоб не видели и не слышали разумных лидеров, чтобы "групповщина не тусовалась", чтоб не писали коллективные протесты, не мешали фальсифицировать выборы. Тогда и дети знать не будут, что может быть по-другому. Мол "ум и честь вообще - гроша ломанного не ст
оят; рви под себя, грабь брата, сестру и мать свою".

Разумно развивающемуся обществу необходимо, чтобы не наглые стяжатели, а Люди, учащие и воспитывающие, лечащие и обеспечивающие детей всем необходимым, все честно делающие свое дело были сыты, соответственно обеспечены, здоровы и творчески дееспособные. Помнить надо вдохновенные слова поэта Роберта Бернса: "Настанет день и час пробьет, когда уму и чести на всей земле черед придет стоять на первом месте!". Стало быть, любой разумный, коллективный массовый протест в защиту нормального развития детей - святое дело!

Ситуация осложняется еще и тем, что телевизионное умопомрачение дополняется пропагандой химической балды. Радость, оказывается,- "на дне бутылки, истина - в вине". До чего же омерзительно коварна эта реклама: "Держи ноги в тепле, а пиво в холоде; Бочкарев - правильное пиво; а кто пойдет за Клинским - конечно, самый умный"! Умный эту поганую рекламу вместе с телевидением посылает кратко... Телевидение призывает к христианской любви и терпению наркоманов. Показывают вовсе не мертвых, а преуспевающих "героинов", так хитро намекающих, ну, прямо-таки "заводящих". Именно выживших, опытных наркоманов рекомендует в учителя-наставники для наркоманов начинающих, количество которых "почему то" не уменьшается, а катастрофически увеличивается.

Многие умные родители телевизор включают только, чтоб дети посмотрели "В мире животных", "Клуб кинопутешественников", "Умники и умницы(?)", "Ну, заяц, погоди!", да еще кое-что разумно избранное. А вообще-то с телевизором борются коротко - штепсель (и предохранитель) из сети вон! Еще лучше объяснить детям, как их обманывают, да научить активно, разумно, творчески развлекаться самостоятельно и младшим разумный пример показывать. Но не только химией и рейтингом орудует "Сатана". Программа "Алчность" психологически помрачает и искушает наивные души, терпящие от вечной нужды. Множатся искушающие программы, зовущие выиграть почти "на халяву", чтобы знатно похлебать и "оттянуться". Это катастрофически умножают число страстных авантюристов.

Еще изощреннее и хуже с мультиками для малолетних детей. Куклы в мультиках сами по себе привлекательны, если выполнены примитивно забавно (пузатые, например). А тут еще куколки в движении за героическую правду борются. Особенно в этом преуспевает, быстро растет и прогрессирует младший брат телевизора - компьютер. В компьютерных играх куклами можно манипулировать (в заданных направлениях), дано посильно соображать по степеням трудности, можно нечто преодолевать, продвигаться на высшие уровни иерархической лестницы достижений, испытывать радость победы или досадовать при поражении. В укор жестокой реальной жизни компьютерный "бог" запрограммирован выдать хоть 8, хоть 10 жизней. Плыви в отстой, полулежа дави "мышь", играй в героя.

"Сапер", конечно, ошибается один раз в жизни, но игру можно повторить сначала. Интеллектуальные игры типа "Цивилизации" в юном возрасте кажутся громоздкими, скучными, быстро надоедают. Глупой младости больше импонирует "Герой меча и магии" - вот где можно колоть и жечь с передыхом для восстановления здоровья, будоражить агрессивность, втягиваться в мистику.

Владельцы интернет-кафе с выгодой для себя организуют командные рекламные бои. На диких инстинктах и примитивных программах виртуальных драк зарабатывают немалые, реальные деньги. А малолетние игроки теряют зрение, становятся невротиками и психопатами. Рассказывают печальный случай о том, как "сдвинутый" компьютерный игрок переходя улицу увидел, что на него мчится автомобиль. Не убежал, а начал дергать рукой, чтобы надавить на "мышь" и устранить помеху - так объяснял, лежа в гипсе.

Многим игра с компьютером становится привлекательней реальной жизни. Страсти в наивных душах при компьютерной игре развиваются не шуточные, но и не смертельно опасные. Во всяком случае - игра по правилам. С компьютером можно договориться, не то, что со строптивой девчонкой или с нагло жаждущим верховодить соперником. Волнует азарт борьбы, убийство кулаком, ногой, мечом, копьем или дубиной под звуки гулких ударов и победной музыки! Выстрелы из суперсовременного оружия, бомбометание, ракетные удары, сжигание врагов огнем магии, чудесное исцеление и пополнение магических сил! И все это - всего лишь легким давлением указательного пальца на кнопку послушно бегающей "мыши". Ужас, как волнительно!

Ликование победы хорошо запоминается. Всякая приятная эмоция требует повторения с увеличением "дозы счастья". Повторение всяких приятных эмоций формирует пристрастие, сопровождающееся в организме бурными гормональными, биохимическими, психологическими и физиологическими сдвигами. При этом в организм "ведрами" выделяется адреналин и выплывают эндорфины - вещества, подобные морфию. Ужасно приятные ураганы повторных страстей сотрясают тело и душу, пока есть энергия (иногда до последней капли еле теплящихся жизненных сил). Многие мечтают умереть в любимом процессе, радуются, что "будет вспоминать о чем", когда "придет пора испустить дух".

Циклически повторяющиеся влечения при подкреплении действиями вырастают во многие разновидности невроза навязчивых состояний. К таким состояниям относится, например, нервная булимия (навязчивое желания объедаться, вызывать рвоту и снова есть). Расстройства сексуального предпочтения (в частности, "сексомания" с извращениями), пиромания (влечение к поджегам), клептомания (бесполезное воровство) и др. формируются при повторных подкреплениях. Психологическая зависимость от наркотиков усиливается тоже подобным образом. Патологическая склонность к азартным играм (азартная "игромания") также результат повторного перерастания влечений в привычку. Во что играть - дело индивидуальное. Главное - могучая, всепоглощающая страсть, которая ломала жизнь многим, даже выдающимся людям. Сколько богатых имений, огромных капиталов, любимых жен проиграно в карты! Великий писатель-психолог Ф.М. Достоевский проигрывался в пух и прах и умолял жену еще, (побыстрее!) добыть денег.

И в наше "просвещенное" время, множественные казино лихо выворачивают "лопаты" и карманы многим богачам, в том числе и "новым русским". "Однорукие бандиты", "Джеки Поты" - игральные автоматы с компьютерной начинкой - грабят многих более мелких, но интенсивно пристрастившихся авантюристов по всему "цивилизованному" миру. Спрос большой, если так много игральных автоматов понаутыкано при входах в метро, в магазинах и в других злачных местах. Конечно, авантюрные пристрастия в некоторой мере являются следствием возможно врожденной умственной отсталости с нарушением поведения, но часто это также результат воспитательной недоработки родителей, семьи, родственников.

Без индивидуальной разъяснительной и воспитательной работы родителям не обойтись. Но не обойтись и без коллективных усилий в "войне" за социальный порядок, моду, достаточный уровень и объем культуры. За святое дело многие методы борьбы необходимы. Как не обсудить отклоняющееся поведение подростков с более опытными родителями, объединенными общими проблемами? Но для эффективной борьбы за психическое здоровье и благополучие детей не обойтись и без объединения с другими здравомыслящими общественными и политическими объединениями. Коллективные письма в законодательные и правительственные органы игнорировать труднее, чем индивидуальные, особенно если правильно организован политический резонанс.

Нельзя не заниматься политикой, ибо политика еще наглее займется нами. Выходит, что социология и политика не могут быть чуждыми для семьи (особенно многодетной), иначе семейная политика и далее останется чужой и вредной. Почему до сих пор наша социальная политика страдает "детской болезнью левизны"? Не пора ли избрать в Думу хотя бы несколько толковых, многодетных отцов и матерей?

Ерошка.ру
Сайт для православных родителей
С какого возраста детям можно исповедоваться?
  опубликовано: Катерина, Дата: Wednesday 11 February 2009 - 05:45:14
Когда начинать?

Часто спрашивают: с какого возраста детям можно исповедоваться? В дореволюционном определении Священного Синода был указан возраст – семь лет. Но нужно учитывать, что тогдашние дети, по сравнению с нынешними, были просто птенчики. Детство было для них полноценным, счастливым и радостным. Окруженные пристальным вниманием бонн, гувернанток или строгих мам, они о многих грехах даже не слыхивали. Что говорить о нашем времени... Преподобный Нил Мироточивый предсказывал наступление страшной эпохи, когда развращенность детей достигнет столь великой степени, что бесам уже и не надо будет их искушать, они сами будут действовать по той программе развращения, которая будет внедрена в них чуть ли не с рождения. Преподобный Нил говорит, что в преддверии конца света люди, особенно маленького роста, будут быстро развиваться физически и будут развращены до крайней степени.

Что касается «вменяемости» или «невменяемости» греха, то до определенного времени грех не вменяется ребенку, поскольку он его совершает неосознанно. Нравственное чувство у ребенка еще не развито в такой степени, чтобы давать отпор превзошедшему в его душу злу. По опыту могу сказать, что, чем раньше внимательный батюшка начнет общаться с ребенком, тем лучше. Пусть беседа не будет носить характера сакраментальной исповеди с прочтением молитвы, которая всегда соединяла грешника с Матерью Церковью после его отпадения от нее. Но здесь важно само общение, помогающее ребенку увидеть и, опустив носик, признать свой грех.

Исповедь малышей может и должна быть предваряема исповедальным разговором, который могли бы, конечно же, осуществлять и любящие детей родители и воспитатели (только бы они не были «мясниками» в этом хирургическом деле, только бы они были «вооружены» не отбойными молотками, как стахановцы, но чувствовал! бы хрупкость личности ребенка, никогда не переходил! бы за грань доброй и благодатной беседы и не превращали бы ее в допрос). Взрослые должны ненавязчиво и мудро приучать малышей к откровенной исповеди, культивировать в детях (в разумной мере) чувство вины, приучать их к самооценке, к критическому осмыслению своих дел, слов и, в конечном счете, эмоций, намерений, сокровенных движений сердца.

Из книг о подвижниках благочестия мы узнаем, что раньше благочестивые родители делали это по наитию, без какой-либо теоретической подготовки. Мать, рассерженная шалостью озорного чада, поднимает взор к иконам: «Матерь Божия! Такой сын мне не нужен! Если он так будет себя вести – Тебе его вверяю, мои силы исчерпаны! Только Ты можешь вразумить его, Царица! Небесная!». А с большой фамильной иконы смотрит на него, конечно же, печально и строго Сама Пресвятая Богородица. Все это воспитывает в детях страх Божий, без которого моралистическое воспитание не будет иметь успеха, ибо страсти неизбежно заглушат все ростки назидания, чуждые религиозной основы.

– А ну-ка, пойди к нам, – подзываете вы провинившегося малыша, – посмотри, если можешь, на Спасителя. (Неужто сердце трехлетнего ребенка не отзовется на эти слова! Он попятится и поворотит нос в сторону, проникаясь невольно ощущением греха, стыда и невозможности без раскаяния смотреть на икону.) Конечно, здесь необходимы и строгость, и милость, ибо Господь – не только правосудный, но и милующий Отец. Поэтому мы должны ослабить тетиву:

«Не бойся, Господь пришел грешников спасти. Неужто Он нас оттолкнет? Если ты боишься, то пойдем вместе.».

К сожалению, у современных мам почти нет времени на такое духовное общение, ибо, как было сказано в одной телевизионной рекламе: «С тех пор, как я приобрела телевизор, ребенка я не вижу и не слышу». Вот превратный идеал воспитания.

Итак, конечно же, можно и нужно готовить детей к исповеди. Лишь бы только мы понимали, что перед нами личность, которую нельзя придавить, как вошь. Бог любит человека, и благодать всегда бережно прикасается к душе, поэтому мы не должны опережать действие благодати прямолинейным и жестким расчленением совести, но не должны, отпустив вожжи, и отставать от нее (благодати), в легкомысленной надежде на то, что Господь Сам все управит, без нашего участия.

Думаю, что при подготовке ребенка к исповеди нельзя недооценивать власть слова, ибо оно вводит сердце малыша в духовное пространство. Слово вносит в душу новые ощущения, новые чувства.

– Подумай, милый друг, вот ты сейчас стоишь передо мной и юлишь. (Думаю, что все назидания должны проистекать из мирного родительского сердца, хотя бы оно было и огорчено плохим поведением малыша. Если вами движет страстность, раздражительность, лучше в этот момент не трогать ребенка, а пойти и помолиться за себя и за него.)

– Мы с тобой сейчас пойдем к батюшке, и ты будешь стоять уже не здесь, перед столом с разрезанной тобой скатертью, а перед крестом и Евангелием. Неужели ты и тогда так же будешь извиваться, как уж на сковородке, когда не я, а Сам Господь будет смотреть на тебя? Неужели ты тогда так же запрешься, замкнешься и заврешься? Может быть, тогда лучше и не ходить на исповедь вовсе?

Из подобной беседы малыш лучше, чем из книги, поймет смысл Таинства покаяния, ответственности за совершенный проступок. Заметим при этом, что дети, сердца которых воспитываются и укрепляются в Боге, очень нуждаются в положительных, светлых и радостных эмоциях и солнечных красках. Используя лишь отрицательные, горькие примеры и слова, – и это величайшая ошибка! – родители иногда напоминают в отношении своих детей обвинителей Нюрнбергского процесса. Взрослым так хочется сделать из них ангелов! Но поскольку чада вовсе не всегда соответствуют их представлению об идеальном ребенке, родители уподобляются Илье Муромцу, а ребенка видят каким-то поганым татарином, которого готовы вместе с Тарасом Бульбой зарубить собственной рукой. Лучше зарубим, чем увидим его не соответствующим нашим пожеланиям!..

Думаю, что очень важно уметь радовать ребенка. Для этого, конечно, требуются и душа, и сердце, и мысль, и собственный опыт покаяния, ибо нам должно не портить детей, подыгрывая их страстишкам, но, говоря о хорошем, добром, вдохновлять их, чтобы они действительно потянулись к свету, а не только чувствовали на себе взор осуждения и ужаса.

Ты знаешь, как бывает легко, как светло и просторно на душе, когда, наконец, вынешь эту ужасную занозу, заставляющую кровоточить сердце! Нет жизни на земле, и свет Божий не мил, и хлеб не сладок, покуда грех точит, разъедает твое сознание, а ты прижимаешь его, как гадюку, к груди. А едва лишь только ты открыл грех – Боженька тотчас все простит. Он ведь все знает! Поэтому тебе нужно освободиться от этой сколопендры, которая засела у тебя в сердце. Ты сам от этого мучаешься, и мама мучается. Господь простит и даст новые силы. Я сама вчера исповедовалась! Как было легко на душе!

Вспоминаю, что, когда я был десятиклассником, моя бабушка приходила с воскресной службы и говорила: «Как было хорошо! Я исповедалась и причастилась. Какая радость!». Больше она ничего не говорила, но я это все запомнил и после ее кончины стал ходить в храм Ильи Обыденного, куда ходила моя бабушка.


Протоиерей Артемий Владимиров
  http://www.eroshka.ru.
 
      
 

 

     
     
     
     
     
     

 

Конструктор сайтов - uCoz