Подборка материалов Татьяны Бойко

Главенство мужа: исполнимы ли слова апостола в современных условиях?

“Поймай меня, если сможешь…” »

Как стать домашним тираном

Что первое приходит в голову, когда слышишь словосочетание, вынесенное в
заголовок? Пожалуй, фигура мужа/отца. Пьяного, небритого и гоняющегося
по квартире за домочадцами с целью силовым методом научить их
уму-разуму. Либо наоборот - сугубо трезвого и похожего на главного
бухгалтера. С металлом в голосе запрещающего сыну дружить с Васькой,
взрослой дочери возвращаться домой после десяти вечера, а жене тратить
деньги на новые колготки. Стереотип! На самом деле тираном с легкостью
может стать любой член семьи, начиная с девяностолетней прабабушки и
заканчивая котом.

Быть тираном удобно и приятно. Ведь, согласно расхожему мнению, “боится
- значит, уважает”. Заставьте домочадцев бояться вас - и наслаждайтесь
властью. Пусть она мелкомасштабна, но ведь лиха беда начало. Если вы не
в состоянии управлять собственным семейством, то как сможете рулить, к
примеру, бизнесом, а то и - поднимай выше! - государством? Итак, пусть
семья станет для вас учебным полигоном.

Но что делать, если природа обделила вас данными для силового метода, и
максимум, на что вы способны - это отвесить пинка коту? Что, если вашему
голосу недостает металла? Значит, надо идти другим путем. Вам вполне
подойдет метод, который условно обозначим как ласковый.

Как тиранить детей

Начнем с детей. Ваша забота о них должна стать всеобъемлющей. Они должны
понять, что никто и никогда не позаботится о них так, как вы. Что вы -
единственный человек в мире, который знает, “как надо”. Внушать это
необходимо мягко и спокойно, но постоянно и настойчиво. Желательно
методом многократного повторения. Запаситесь терпением. Не поленитесь
объяснить ребенку, что овсянка полезна, хоть двадцать раз подряд.
Подробно расскажите, какие в ее состав входят витамины и микроэлементы и
как именно они помогают развиваться молодому организму. Напугайте
страшными последствиями отказа от этого целебного продукта.

Провожая в школу, напомните ребенку о необходимости как следует завязать
шарф, взять проездной, ключи от дома и телефон. Проинструктируйте, как
правильно переходить дорогу. Попросите не задерживаться и обязательно
позвонить, как только закончатся уроки (это также можно повторить
несколько раз). Важная деталь: не забывайте чередовать инструкции по
безопасному образу жизни с напоминаниями о том, как вы любите свое чадо
и как за него волнуетесь. Ребенок должен накрепко усвоить: никто и
никогда не будет любить его и волноваться за него так, как вы.

В течение дня не забывайте звонить ребенку, дабы убедиться, что он жив и
здоров. Ну и что, что он на уроках, и ему может попасть от учителя.
Какая это мелочь в сравнении с вашей заботой. Что? Отключил телефон? Ну
что же, зато теперь у вас есть повод мягко упрекнуть его в том, что он
эту самую вашу заботу не ценит, вашего беспокойства не понимает, вот
когда у него будут дети - тогда поймет.

Очень важная тема - уроки. Их выполнение непременно нужно
контролировать. Не ограничивайтесь банальным оставлением автографа в
дневнике. Проверяйте все, до последней цифры и буквы. Постоянно
напоминайте, что уроки надо делать вовремя, что учение - свет, что,
решая дурацкие уравнения, он закладывает фундамент своего будущего.

Уроки сделаны? Наступило время задушевных разговоров. Интересуйтесь
всем. Что нравится и не нравится, какие книги читает и какую музыку
слушает, куда ходит с друзьями. Да, друзьями и их родителями
интересоваться надо в первую очередь. Досконально. Особенно если друзья
противоположного пола. Тут важно не упустить ни единой мелочи. Чадо
смущается и пытается увильнуть от дружеской беседы? Настаивайте. Не
забывайте о такой важной теме, как физиологические особенности растущего
организма. Не ждите, когда ребенок сам задаст вопрос, - может, и не
задаст. Настойчиво и многократно предупреждайте об опасности
всевозможных вредных пристрастий. Исходите из того, что ребенок с ними,
возможно, уже познакомился. Ошиблись? Ну и хорошо. Чадо обижено вашими
подозрениями? Что делать, все ради благой цели. Помните? “Никто не
беспокоится о тебе так, как я!”

Как тиранить мужа

Так, с детьми разобрались. Теперь муж. Поскольку мужчины, по большому
счету, те же дети, только несколько подросшие, схема остается прежней.
Ну, может, с небольшими дополнениями. Не разрешайте супругу курить, пить
много пива и есть всякую вредную пищу. Терпеливо объясняйте, почему так
поступаете. Приводите страшные примеры об умершем от рака легких дедушке
или дяде, переставшем из-за неумеренного потребления пива и сладкого
помещаться в автомобиль.

Покупайте мужу одежду, парфюмерию, галантерею и прочую ерунду
исключительно по своему выбору. Если сопротивляется, мягко
поинтересуйтесь, приподняв брови: “Как, ты не хочешь мне нравиться?
Неужели ты меня разлюбил?”. Пусть знает, что нравится вам именно в этом
свитере и с этим парфюмом. Даже если весь прочий мир показывает на него
пальцем.

Работа. Каждый вечер подробно расспрашивайте, как прошел день.
Высказывайте свое мнение касательно каждой мелочи и давайте советы. Если
вы не совсем компетентны в данной области, не показывайте этого. Главное
- уверенность в голосе. В конце концов, он тоже не все знает, иначе был
бы начальником. Что? Он у вас как раз начальник? Тем более. Кто такой, в
конце концов, начальник? Случайно взлетевший наверх выскочка. Все
работают, а он только подписывает бумаги и лапает за задницу секретаршу.

Да, кстати, о секретарше и прочих особях женского пола. Поскольку
исключить их из поля зрения супруга вряд ли удастся, вам придется
убедить мужа, что все они вам в подметки не годятся. Это можно сделать
двумя способами. Во-первых, превознося себя (а что, как известно, себя
не похвалишь - сидишь, как оплеванная). Во-вторых, унижая потенциальных
соперниц. Только не надо делать это грубо. Лучше похвалить. Но так,
чтобы даже самый недалекий муж понял, в чем дело. Например, так: “Какой
у Маши роскошный бюст! Я ей даже завидую. Жаль только, что лет через
десять он будет хлопать ей по животу”.

Что там еще осталось? Мама? Да, это серьезно. Впрочем, мама - aka
свекровь - она тоже женщина. “Дорогой, у нас замечательная мама. Вот
только занавески, которые она нам подарила, по тону не гармонируют с
нашим чайным сервизом”. Да и потом, ночная кукушка всегда дневную
перекукует.

Тактика грамотной тирании

Теперь о тактике. О мягкости в соединении с настойчивостью я уже
говорила. Ни в коем случае не повышайте голос. Крик - признак слабости,
что для тирана непростительно. Продолжайте говорить даже тогда, когда
понимаете, что вас не слушают. Даже тогда, когда перебивают. В данном
случае первым замолчит тот, у кого нервы слабее. Надеюсь, что не вы.
Если муж или дети с позором покинули поле боя, последуйте за ними,
продолжая говорить. Последнее слово непременно должно остаться за вами.

Не могу обойти вниманием один очень важный момент. В какой-то момент вы
можете заметить, что ваши домочадцы перешли к обороне. Оборона эта может
быть двух видов. Во-первых, пассивная. Вас сторонятся и всячески
избегают вступать в разговор. Ребенок прячется за наушники, муж - за
газету, делая вид, что спит. На все ваши расспросы вы получаете
фальшивое “все в порядке”. Совместные семейные мероприятия всячески
саботируются. Активная оборона - это когда в ответ на мягкие уговоры и
внушения вы получаете неприкрытое хамство.

А кто, собственно, говорил, что будет легко? Власть просто так не
берется. Здесь важно обрести второе дыхание и удвоить или даже утроить
усилия. Не теряя при этом выдержки. Помните: они уже поняли, что вы
сильнее, но не хотят сдаваться без боя. Дайте им понять: от вашей
мудрости, заботы и внимания не скрыться. Идите до конца: обшаривайте
карманы, подслушивайте телефонные разговоры, следите. Неэтично? Зато
информативно. А у кого информация - у того и власть.

Секретное оружие домашнего тирана

Теперь о секретном оружии. Его надо применять, когда враг, ой, то есть
когда домочадцы не сдаются и пытаются перейти в наступление. Только не
слезы. Во-первых, к ним быстро привыкают, во-вторых, многих мужчин слезы
бесят. Наденьте маску невинной страдалицы. Вы делаете для семьи все, вы
отдаете всю себя до последнего вздоха, а в ответ получаете незаслуженную
грубость и упреки. Помните кота из мультфильма про Шрека, его огромные,
проникающие до глубины души глазища? Когда ваши растроганные до слез
противники бессильно опустят руки, вы вполне сможете по примеру кота с
боевым кличем вцепиться в них когтями и зубами.

Что вы говорите? Муж ушел? А дети, едва окончив школу, удрали из дома и
обходятся редкими телефонными звонками? Ах да, я же совсем забыла вам
сказать, что практически все тираны плохо кончают. История дает тому
массу примеров. Ну что ж, за каждое удовольствие приходится платить…

Татьяна Ивашкова, Матроны.Ру

"Наша вера" vera.mipt.ru

Внутренний уклад семьи

Автор: о. Илья Шугаев

Народ - это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом - плечом к плечу - и именно здесь он получает живой опыт жизни. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа - в крепости семьи, а семья в России практически уничтожается. Любовь к чему-либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т.д.) начинается с любви в семье, поскольку семья - это единственное место, где человек проходит школу любви.

 

Современный же уклад жизни никак не способствует укреплению семьи, а, напротив, разрушает ее. Отмечу несколько сторон в вопросе внутреннего уклада современной семьи.

 

 

 

 

Статус семьи

 

 

Начну с того, что сама семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью.

 

В советское время очень часто применялся лозунг «Общественные интересы выше личных». Эта совершенно ложная установка путала всю иерархию ценностей в советском человеке. Семьи в этой иерархии вообще нет. Есть какие-то абстрактные общественные интересы и есть личные. А семейные интересы к каким относятся: к общественным или личным? Тут начиналась путаница. В зависимости от ситуации семейные интересы относились то к общественным, то к личным. Но все же чаще семейные проблемы объявлялись личными, то есть менее важными, чем общественные, поскольку для строительства коммунизма были нужны надежные люди - не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанный к семье (как, впрочем, и к земле), был ненадежен для коммунизма. Поэтому эпоха строительства коммунизма или социализма сильно подточила все семейные устои русского человека. А после перестройки уже сильно ослабленная семья и вовсе дошла до состояния полного упадка. Хотя идеал крепкой семьи еще жив в нашем народе, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом нами потерян.

 

У православного современного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог - семья - общественное служение (или служение людям) - личные интересы. Семья стоит на втором месте после Бога, намного выше общественного служения, а тем более личных интересов. Что означает такая система ценностей? Если муж толкает жену на аборт (то есть на убийство), то послушание Богу выше, чем послушание мужу. В данном случае, если муж настаивает на аборте,

 

супруга может даже пойти на развод. Разрушение семьи в данном случае меньшая беда, чем нарушение заповеди «Не убий!». Или другой подобный пример. Если человек, чтобы спасти от заслуженного наказания сына, хочет пойти на должностное преступление, то лучше остановиться, ибо соблюдение заповедей Божиих выше заботы о ближнем.

 

Но вот другой пример. Муж категорически протестует против посещения женою храма. Как лучше поступить жене? Может ли она также пойти на развод, как в случае с абортом? В данном случае все же разводиться нельзя. Если в данном случае муж не толкает жену на нарушение заповедей и не заставляет ее отречься от Бога, то жене лучше уступить и не ходить в храм некоторое время. Посещение храма в данном случае нужно отнести к личным интересам жены. Поэтому лучше сохранить семью, не посещая храм, но при этом оставаясь верной Богу в своем сердце. В данном случае семья важнее. Если семейные интересы вынуждают мужа или жену уйти с важной должности и от этого, может быть, даже пострадает предприятие, нужно уходить не сомневаясь, так как семья важнее. И т.д. Еще раз повторю: семья выше всего, кроме Бога. К сожалению, такое отношение к семье встретишь нынче крайне редко.

 

 

 

Среда обитания

 

Семейный опыт передается от родителей детям. Поэтому несколько замечаний сделаю относительно воспитания детей. Нормальной средой для воспитания является семья. Но где воспитываются современные дети? Разве в семьях? С раннего возраста ребенка отдают в детский сад, потом в школу. В детском саду ребенок проводит около 8 часов в день, с родителями он общается примерно столько же.    Детсадовский возраст - наиболее важный в формировании личности, а половину всего времени ребенок проводит в среде, совершенно не похожей на семейную домашнюю обстановку.

 

 

Чем отличается обстановка семьи от детского сада? Во-первых, в семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры, есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии.   Во-вторых, дома все окружающие люди - близкие родственники, с которыми ты связан на всю жизнь. В детском саду все не так. Ребенок находится в коллективе сверстников. Иерархической структуры почти нет. Есть один воспитатель на всю группу, поэтому большая часть всех коллизий в жизни ребенка происходит при общении со сверстниками. В коллективе сверстников все равны, здесь нет старших и нет младших. Это совершенно неестественная обстановка. Неестественная хотя бы потому, что Господь не дал женщине способности за один раз рожать сразу пятнадцать-двадцать детишек, которые бы были равны в семье. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя двойную школу (школу послушания и школу заботы), вырастает нормальным человеком - послушным и заботливым. В детском саду ребенок проходит совсем другую школу - школу равноправия. Все дети имеют равные права и обязанности. Дети учатся сосуществовать без конфликтов: не драться, не ссориться. Не больше! Это все есть и в семье. Но в детском саду нет духа послушания и заботы, которыми проникнута семейная обстановка. Если бы мы готовили ребенка к тому, что он никогда не будет создавать семьи, всю жизнь будет жить в общежитиях, никогда не будет занимать начальственной должности и никогда не будет подчиненным, то тогда воспитание в детском саду вполне приемлемо. Если же мы хотим вырастить будущего семьянина, то детский сад крайне вреден.

 

Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, то крайне желательно воспитание именно в семье. Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и свои обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено еще в детстве.

 

В детском саду все люди временные. Воспитатели чередуются по определенному графику, сами дети не привязаны друг к другу ничем, кроме детской дружбы. Сегодня дружим, завтра поссоримся. Дети не отвечают друг за друга. В семье же дети не могут долго жить в ссоре, особенно если они маленькие. Этого просто не позволят родители, которые всеми силами помирят детей. Брат и сестра остаются близкими на всю жизнь, и родители с раннего детства приучают их, что ссора - это ужасное и совершенно недопустимое в их жизни событие. В детском саду конфликты могут иметь совершенно другой исход: долгая озлобленность друг на друга, можно разойтись с бывшим другом, можно даже перевестись в другую группу или другой детский сад.

 

 

 

Правильная иерархия семьи

 

Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Я слышал рассказы пожилых людей о том, что в старых семьях обязательно наступал момент, когда состарившийся глава семьи призывал своего сына и передавал ему свои обязанности.

 

Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это уродует семью. Об этом мы уже говорили в беседе о том, кто является главой семьи. Но есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок. Попробую пояснить, что имеется в виду.

 

Один православный психолог отмечает, что в советской педагогике в 50-х годах произошел переворот. Был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее - детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, этот психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» - «Конечно, ребенку», - следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Отмечу еще раз: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше - матери, а далее всем остальным - дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. Я часто расспрашивал пожилых людей о том, как протекал обед в старых семьях. Каждый раз я слышал нечто подобное. На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все ели из одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своей ложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда уже вся жидкость будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом к тому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончания обеда самовольно выходить из-за стола никто не мог. Такое положение в русских провинциальных семьях держалось до конца 40-х годов. Только в начале 50-х годов в деревенских семьях появляется посуда для каждого члена семьи. До этого у каждого была только своя ложка. Если в деревне совершалась свадьба, то посуду для этого собирали по всей деревне. Так было во всех сословиях. И в купеческих, и в дворянских семьях почитание старших пронизывало весь уклад жизни.

 

Одна прихожанка рассказывала, что когда они семьей впервые уехали из Москвы на все лето в деревню, то она для себя сделала много открытий. Однажды они вернулись с огорода домой с одной соседкой, местной жительницей. Она первым делом, как всегда, стала сразу готовить на стол детям, чтобы подкрепить их после работы. «Ты что делаешь-то?!» - с удивлением спрашивает соседка. «Как что? Детей кормлю». - «Ты мужика-то сначала накорми! Вот дает!» Только тогда эта прихожанка впервые задумалась, что в семье должен быть глава семьи, которого надо уважать и что надо приучать детей уважать отца. Элементарные правила семейной жизни, которые знала обычная деревенская женщина, были откровением для горожанки, получившей высшее образование, много читающей и считавшей себя вполне хорошей супругой.

 

В приходе, где я делал первые свои шаги церковной жизни (да и во многих других приходах), я почти всегда видел одну картину. Во время Причастия первыми подходили дети, потом взрослые - и мужчины, и женщины вперемежку. Я считал это вполне нормальным и правильным. Но читая однажды древние церковные памятники, я встретил описание порядка, в каком подходили к Причастию в древней Церкви. Сначала причащались клирики (певцы, чтецы), потом миряне: мужчины, женщины и только в конце - дети. Вначале я был удивлен: как же так?! Бедных детишек заставлять ждать! Позже удивление сменилось пониманием, что только так и должно быть. Кстати, совсем маленькие дети причащались, видимо, все же не в конце, а просто на руках своих отцов и матерей, вместе с ними приступая к Причастию, а самостоятельные детки, которых не надо постоянно держать за ручку, шли действительно в конце. Так должно быть, если мы хотим вырастить хороших детей, которые знают свое место в жизни.

 

За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом.  Но они не готовы к этому морально. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», - то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

 

Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать от него то, что он еще неспособен делать, но бесплатных привилегий быть не должно.

 

 

 

Связь поколений

 

Вы, наверное, слышали истории о детях-маугли, которые выросли среди зверей. Таких случаев известно несколько, и самое главное, что этих детей практически не удавалось вернуть к человеческому образу жизни. Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. Я бы добавил еще следующее: для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, - детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. Но после такого воспитания не надо удивляться инфантилизму детей, удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми.  Когда ребенок воспитывается  в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни. Мы уже об этом немного говорили.

 

Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Кактолько мы ослабим связь между поколениями (отдав ребенка в детский сад, в школу и т.д.), то потеряется огромный опыт, накапливавшийся сотнями лет, а каждое новое поколение начнет заново изобретать велосипед. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Что начинает делать мой старший сын, когда я прихожу домой усталый и сразу пытаюсь отдохнуть? Он ложится рядом на диван или на пол и начинает дуреть (другого слова я не нахожу). Так он подражает взрослым. Мне приходится заставлять себя вставать и начинать чем-то заниматься, чтобы сын совсем не привык к безделью.

 

Ранее такого разрыва между поколениями не было. 90% всего населения были крестьянами. Отец работал или по дому, или недалеко от дома, и дети с самого раннего возраста участвовали во всех работах. Ребенок впитывал трудолюбие с самого раннего возраста. Трудиться начинали уже с 4-летнего возраста. Мальчишки часто помогали отцам в поле, девочки помогали матерям по дому. Недавно я видел в кинохронике кадры, снятые еще до революции, как пяти-шестилетний мальчишка один управляет лошадкой и боронит землю. Вспомним того же Некрасова, про «мужичка с ноготок». Но не только в крестьянстве была крепка связь поколений. Купцы имели свои лавки часто в своих же домах, и опять же дети с малолетства приучались помогать отцам вести хозяйство.

 

 

Однажды в поезде дальнего следования я долго беседовал с одной женщиной-врачом, которая в ходе беседы заявила: «Хороший врач может вырасти только в третьем-четвертом поколении. Я преподаю в медицинском институте и прекрасно вижу, что в первом поколении хороший врач - это большая редкость». В качестве примера она привела своих знакомых - потомственных врачей. «Там особая атмосфера, там ребенок уже с детства знает всю медицинскую терминологию, поскольку родители часто обсуждают свои проблемы. Он уже в средних классах легко владеет всякими медицинскими справочниками и энциклопедиями. Уже в последнем классе школы он - готовый фельдшер, хотя еще не получал никакого медицинского образования. Но самое главное, что он уже впитал заботливое отношение к больным людям, которое перенял от своих родителей».

 

Обращаю ваше внимание - только за 3-4 поколения может накопиться опыт. Например, благочестивые цари воспитывались в нескольких поколениях. Как правило, мудрым правителем становился тот, кто еще с детских лет был посвящен во все внутренние и внешние проблемы государства, кто видел своего родителя, принимающего решения, видел, к чему приводят эти решения через много лет. Такой правитель, как правило, на порядок мудрее человека, пришедшего к власти по принципу «из грязи, да в князи». И это еще потому, что ранее цари несли ответственность за свой народ и за свои решения до конца своей жизни. Страна, меняющая правителей, подобна женщине, меняющей своих мужей, в то время как глава семьи - муж - должен быть один и на всю жизнь. Недаром венчание на царство даже внешне схоже с Таинством венчания супругов. В обоих случаях ответственность принимается на всю жизнь.

 

Сейчас большинство женщин работают. Если мать уходит на работу, оставляя свою семью, то это второй и самый сильный удар по семье. На одном из семинаров по воспитанию детей одна представительница отдела по делам несовершеннолетних поделилась своим наблюдением. Пока в семье пьет только отец, то дети еще нормальные и семью еще нельзя назвать неблагополучной. Но если запивает и мать, то тогда-то дети точно попадают в категорию трудных, а семья - в категорию неблагополучных. Нечто подобное можно сказать обо всех семьях. Когда из семьи на работу ушел отец - это еще не самое страшное, но если из семьи уходит мать, то семья разрушается окончательно. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Цель в большинстве случаев одна - отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе. Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, теперь разрушена. Вместо уютного дома - одно пепелище.

 

Но как же передается опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передается, как правило, через совместный труд. Отец работает с сыном, и тот впитывает всеми фибрами своей души отцовское отношение к жизни. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность.

 

В воскресной школе в нашем храме мы столкнулись с этой проблемой. У нас, у взрослых, есть опыт церковной жизни, у детей, которые в большинстве своем пришли к нам из нецерковных семей, есть желание приобщиться к этому опыту. Но воцерковление детей идет очень тяжело - ведь мы не родители и не можем жить с ними. А эффективность занятий по Закону Божию очень невелика. Ведь что такое час-два в неделю в жизни ребенка, когда он бегает со своими друзьями по улице по три-четыре часа ежедневно? Конечно, улица занимает в его жизни гораздо более важное место. Занятия по Закону Божию нужны, но приносят существенную пользу только в том случае, если вся семья верующая, дети воспитываются в церковном духе и в помощь родителям проводятся занятия, чтобы дать детям систематические знания о Боге и Церкви, что могут сделать не каждые родители. И оказывается, что единственным местом, где мы по-настоящему, хоть как-то могли приобщить детей к опыту церковной жизни, был детский трудовой летний лагерь. Мы на две недели уезжали в одно из сел, разбивали недалеко от храма палаточный лагерь и жили, максимально делая все своими руками. Только здесь, когда мы были с детьми бок о бок, все 24 часа в сутки, когда они жили и трудились с нами, происходила настоящая притирка характеров и настоящая передача опыта жизни.

 

А пока современные дети растут в своем поколении, не общаясь со старшими, они «варятся в своем собственном соку», что вряд ли им полезно.

 

Проблема отцов и детей, на мой взгляд, в таком масштабе проявилась исключительно в XVIII -XIX веках, с тех пор, когда начали расстраиваться семейные устои в высших кругах общества. У меня перед глазами есть семьи, которые работают на земле. Дети в этих семьях первые помощники, и никаких обычных для нашей жизни конфликтов между отцами и детьми я там не видел. Один современный писатель очень верно пишет, что есть два образа жизни: городской и деревенский. В деревне дети родителям нужны, поскольку нужны помощники по хозяйству. Труд в деревне не такой квалифицированный, и взрослым могут хорошо помогать и дети, - требуются только усердие, трудолюбие, терпеливость и т.д. Все эти свойства и воспитываются деревенским образом жизни. В городе все иначе, там индустриализация. А именно индустриализация особенно сильно разрушает семью, поскольку теперь требуется все более высококвалифицированный узкоспециализированный труд. И если раньше можно было взять малолетнего сына на поле помогать пахать землю или косить траву, то теперь сыночка на атомную электростанцию не возьмешь и у станка с числовым программным управлением рядом не поставишь. Да и дочка маме теперь в ведении бухгалтерского учета на предприятии никак не поможет. Высокая квалификация напрочь отметает возможность маленькому сыну стоять рядом с отцом, а дочери рядом с матерью. Высококвалифицированному специалисту дети только помеха в их работе.

 

 

 

Дети - маленькие взрослые

 

Молодые люди взрослеют нынче очень медленно. Инфантилизм подростков укоренен в нашем укладе жизни и обычных представлениях о детях. Раньше жизнь заставляла приучать детей к труду примерно с 4-летнего возраста. С 7-летнего возраста все дети начинали исповедоваться, то есть уже учились нести ответственность за каждый свой поступок. На ребенка с довольно раннего возраста смотрели как на человека, готовящегося стать взрослым. Его к этому целенаправленно готовили.

 

Действительно, на ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Принцип же воспитания в наше время можно очень четко сформулировать словами одной современной песенки: «Танцуй, пока молодой». Пока ребенок маленький, ему многое дозволяется. Это приводит к тому, что даже двадцатилетнего дылду мамочки будут продолжать холить и лелеять. А чтобы заставлять ребенка трудиться в 4-5 лет, почти немыслимо: «Он же еще маленький!»

 

А когда вдруг специалисты вспоминают о всеобщем отставании детей, то начинают искусственно развивать ребенка. Придумываются различные развивающие программы, игры. Но все это признак того, что дети явно чего-то недополучают даже в нормальных семьях. А недополучают дети элементарного общения со взрослыми, но не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Современный же ребенок включен в жизнь своих сверстников, а не взрослых.

 

В одной школе в Талдоме в учительской висит хороший плакат со словами: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, сделай со мной - и я научусь». Мне кажется, что эти слова всем родителям нужно написать крупными буквами у себя в квартире. Действительно, если ребенок знает, что мать работает где-то на заводе и является передовиком производства, это еще не значит, что он вырастет трудолюбивым. Если он своими глазами видит, как мать постоянно трудится, моет посуду, убирается по дому, стирает белье, - это хорошо, но еще не значит, что он будет трудолюбивым. Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) - тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Ребенок может мыть посуду уже в три года. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе.

 

 

У нас есть знакомые, дети которых иногда приходят к нам в гости. Однажды мы дали этим детям в руки ножи, чтобы они чистили вместе с нами картошку, и предела детским восторгам не было. Они всегда хотели научиться так же ловко, как мама, чистить картошку, но по словам той же мамы, они еще слишком малы для этою труда. А тут им дали возможность поработать, как взрослые. Они стали специально чаще приходить к нам и просить чем-то помочь. Оказывается, родители не боятся отдавать своих детей на всякие развивающие кружки с трех-четырех лет, а дать ребенку в три года неострый ножик, чтобы порезать грибы для супа, уже страшно.

 

Все зависит от уклада семьи - надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. Современные мамы и папы восхищенно смеются и ликуют, видя, как их милая дочка танцует, подражая звездам поп-музыки, увиденным на телеэкране. Ясно, что в этом случае родители настроены на то, чтобы воспитать эстрадную певицу, а не помощницу себе. Дети очень хорошо чувствуют, что нравится родителям и что надо сделать, чтобы угодить им.

 

Мой дед взял бабушку в жены, когда ей было 14 лет. Он увез ее далеко на юг, где присмотрел неплохой участок земли, когда служил в армии. В 14 лет она была полноценной хозяйкой в доме. При правильном воспитании в этом возрасте девушки уже вполне способны самостоятельно вести все хозяйство и внутренне готовы к материнству. Кстати, и сейчас деревенские девушки в 12-13 лет - уже замечательные хозяйки.

 

Родителям маленькой девочки надо стремиться, чтобы воспитать девушку, которая в 14 лет будет полностью самостоятельной хозяйкой. Как этого достигнуть? Мне кажется, что очень важно не упустить время. Каждому родителю нужны некоторые самые элементарные знания. Ведь в развитии ребенка есть определенные этапы, когда в нем формируются те или иные способности. Психологам они хорошо известны. К сожалению, даже элементарные знания по детской возрастной психологии в школе не преподают, хотя все эти знания будут крайне полезны практически для всех. Ведь родителями станет подавляющее большинство нынешних школьников.

 

Например, если тренер ведет секцию баскетбола, то он обязан знать, что точность броска зависит от тонкой координации движений. Эта координация формируется в 12-14 лет. Это значит, что если ребенок пришел в секцию уже в 15 лет, то хорошего броска у него уже никогда не будет, поскольку время, когда формировались его мышцы, нервные окончания, которые отвечают за точность броска, уже упущено. Кстати, именно в этом возрасте начинается трудовое обучение в школах. Важно успеть на этом этапе научить ребенка держать в руках молоток, пилу, отвертку. Хотя научиться работать ими ребенок должен был еще раньше, но именно в этом возрасте у него развивается способность к тонким и изящным работам и именно в этом возрасте можно воспитать мастера своего дела, у которого будет все «гореть в руках». Именно в этом возрасте - с 12 лет - отдают детей в художественную школу, потому что они становятся способными передавать изящным движением карандаша или кисти свой замысел. И эта способность связана не только с развитием мышц, но и с развитием душевных сил, появлением способности осмыслить красоту и способности передать гармонию.

 

Также есть в развитии ребенка и определенный этап, когда закладывается сама привычка к труду. Это примерно возраст в 4-6 лет. Именно в этом возрасте надо начинать приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно. Он, вероятно, и сможет сделать какую-нибудь вещь очень красивой, но саму работу не будет любить и подобных красивых вещей делать не будет.

 

В два с половиной или три года ребенка, например, еще рано посылать в магазин за хлебом. Он просто еще не умеет управлять своими чувствами. Например, встретит по дороге кошку и все: побежит за ней, позабыв про какой-то там магазин. Если ребенку хочется дрыгать ногами в постели, то вы не сможете заставить его не дергать ножкой. Ему некуда девать энергию, и он не управляет собой, хоть вы его будете наказывать ремнем или рукой по мягкому месту. Через минуту после наказания ножки начнут дрыгаться опять. Но после трех лет у ребенка появляется способность управлять своими желаниями. Перед ним возникнет желание побежать за кошкой, но он уже может пересилить одно свое желание и выполнить другое - дойти до магазина. У ребенка понемногу появляется ответственность за порученное дело. Эта новая способность должна развиваться, поэтому уже с четырех лет надо приучать ребенка к каким-то его постоянным обязанностям по дому. Иначе время для того, чтобы привить ему трудолюбие и ответственность, будет упущено.

 

Когда ребенок подрастет, его можно и нужно приобщать к правильному планированию своей жизни. Однажды я слышал рассказ одной еще непожилой женщины о том, как она учит свою внучку. Когда внучка долго упрашивает бабушку сделать какую-нибудь серьезную покупку (магнитофон, одежду и т.п.), то бабушка поступает следующим образом. Она покупает вещь, но не просто, а берет ее в кредит. Когда через некоторое время у внучки возникает новое желание приобрести что-либо, то бабушка ей отвечает: «Подожди. Помнишь, мы купили с тобой магнитофон? Пока мы еще не расплатились за него. Сейчас мы откладываем денежку на то, чтобы расплатиться. А когда расплатимся с этой покупкой, тогда мы купим новую вещь». Так внучка с детства приучается планировать свои затраты и соизмерять свои желания и возможности. С детства эта внучка посвящена в жизнь взрослых и участвует в ней, приобретая навыки принятия решений и ответственности за них.

 

 

 

Наемничество (бесхозяйственность)

 

Еще одна проблема связана с тем, что современный мужчина перестает быть хозяином, как в своей семье, так и на своей земле, в своем деле, - перестает быть хозяином вообще. Современная цивилизация создала свою систему хозяйствования. Главное направление современной промышленности - создание мощных крупных производств, где достигается наименьшая себестоимость товаров. Все это требует узкой специализации труда - одни заводы готовят шпунтики, другие винтики, третьи собирают шпунтики с винтиками в единый механизм. При такой системе хозяйствования все мы сами становимся винтиками огромного механизма. Индустриализация практически вытеснила натуральное хозяйство. Всеми это воспринимается как некое благое достижение цивилизации. Натуральное хозяйство, когда человек все делал своими руками - и пахал, и косил, и дом рубил, - кажется безвозвратно устаревшим.

 

Но не во всем хорошо это достижение. Современный индустриальный уклад жизни разлагает общество изнутри, и более всего разлагает семью. Мужчина должен быть главой семьи. Таковым он всегда и был ранее. Он был и главой семьи, и хозяином на своей земле и в своем доме. Теперь человек стал наемником, а не хозяином. Вполне обычны рассуждения: «Я пришел на завод, отработал от сих до сих и пошел домой. А ночью он хоть взорвись, я мало пострадаю. Жалко, конечно, что работу новую искать надо, а так, вообще говоря, ничего страшного, пережить можно. В случае бедствия государство и трудоустроить меня все равно куда-нибудь должно».

 

Такая обстановка практически убивает ответственность в старшем поколении. Если убивает не сразу, то постепенно. Хотя бы тем, что вовсе не помогает этой ответственности развиваться. Что значит быть ответственным? Если я сегодня не посею, то завтра мне и моим детям будет нечего есть. Если я не покормлю свою скотину, то через несколько дней она подохнет. То есть сама жизнь приучала к ответственности, к хозяйскому отношению, потому что человек был хозяином своего дела. В современном укладе жизни многое поменялось. О том, когда и сколько сеять, пусть думает агроном. О том, чтобы кормить скотину, пусть следит зоотехник: «Мое дело маленькое, мне сказали, - я сделаю, а самому лезть на рожон - нет, увольте».

 

Потеря хозяйского отношения, то есть наемничество, уродует среднее поколение, и, естественно, передается младшему поколению. Мудрое, ответственное отношение к жизни воспитывается в течение нескольких поколений, а потеряться может очень легко и быстро.

 

Личное хозяйство, небольшое семейное предприятие - вот наиболее благоприятная атмосфера для воспитания утраченного ныне отношения к жизни. Конечно, натуральное хозяйство уже не вернешь, но я призываю вас особенно-то не восхищаться достижениями цивилизации, а помнить, чем приходится платить за эти достижения. Если выбор обозначить очень ясно: «Что вам важнее: плоды цивилизации или крепкая семья?» - я однозначно выберу крепкую семью. Напомню, что индустриальный образ жизни еще и разрывает связь между поколениями, об этом мы совсем недавно говорили.

 

 

 

Отсутствие идеологии

 

Все указанные ранее стороны имели место в советский период. После перестройки появились новые явления, еще более    искажающие старый уклад жизни.

 

Одной из самых важных черт современной жизни является отсутствие какой-либо государственной или хотя бы общепризнанной идеологии. Попытки преподавать христианское мировоззрение после долгого периода безбожия часто воспринимаются как попытки попов затащить в храмы побольше людей, чтобы набить себе карманы. Вернуться к коммунистической идеологии уже не представляется возможным после всего того, что нам рассказывается о зверствах большевиков.

 

Но воспитание без идеологии практически немыслимо. Можно даже сказать, что идеология - это и есть система воспитания (как взрослых, так и детей). Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных). Идеология как система воспитания может быть и христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет заповеди Божий в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую иерархию ценностей (например, «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное приложится вам» ).

 

Пусть вы еще не готовы к тому, чтобы полностью придерживаться христианского образа жизни и воспитывать детей на примере православных святых. Но мне хотелось бы, чтобы все сидящие здесь в классе запомнили, что если в вашей семье не будет никакой идеологической установки, то берегитесь. Дерево растет стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света, и оно будет уродливым. Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы - вот что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.

 

Любой яркий образ оставляет в душе ребенка глубокий след. Если вы позволяете смотреть по телевизору все подряд, то до беды недалеко. Ребенок все впитывает, особенно он запоминает поведение взрослых и подражает им. Если ребенок видит в рекламе по телевизору, как компания здоровых мужиков прыгает от радости, когда на них с неба падает ящик пива, то он запомнит, что при слове «пиво» надо прыгать и радоваться. Если ребенок видит по телевизору, как здоровые мужики таращат глаза на проходящую мимо мини-юбку и с видом знатоков перемигиваются, то он будет разглядывать ноги у своих одноклассниц в школе и перемигиваться со своими друзьями. Это будет нормой его поведения.

 

Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». Или другой человек спорил со мной и говорил: «Ну, запрещу я ему смотреть телевизор, а он придет к друзьям и будет там смотреть, открыв рот, то, что дома не разрешают. Лучше уж пусть дома все смотрит. зато будем знать, что с ним творится. А запретный плод - он всегда сладок!»

 

По поводу таких рассуждений нужно отметить три момента. Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах Как мне сказал один иеромонах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что    такое плохо. Чтобы ребенку самому неприятно было смотреть плохой фильм. Во-вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, от которого он будет все отсчитывать, с которым он будет сравнивать. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников. Например, если такие шедевры советской мультипликации, как «Аленький цветочек», «Буратино»,« Царевна-лягушка»,« Конек-горбунок», снятые в 40-60-х годах, будут окружать ребенка, то современный мультфильм с драками и мордобоем ребенок явно оценит как плохой и сам не захочет его смотреть. В одной семье мы видели, как дети сразу зовут родителей, когда видят на экране что-то современно-напористое, непривычное для них. Они сразу чувствуют, что сейчас будет какая-то жестокость, и просят родителей быстрее выключить телевизор.

 

Я не боюсь, что мой ребенок при этом вырастет изнеженным созданием, выросшим в тепличных условиях. Все как раз наоборот: лишь оберегая ребенка от фильмов, разрушающих его психику, можно вырастить его сильным. Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдет лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Если душа всегда стремилась к Небу, то человек будет жить честно и просто. Если душа человеческая еще в детстве была надломлена грехами, то след от этого тоже будет на всю жизнь. Так что если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящей боли она не будет замечена. И если вдруг родителям будет плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.

 

Воспитание предполагает создание у человека определенной иерархии ценностей. Без этой иерархии невозможно оценивать ситуацию и принимать решение. Например, журналисту предлагают написать лживую статью за приличное вознаграждение. Если в его иерархии ценностей совесть на первом месте, он легко отказывается от предложения. Это нормальный, честный человек. Если у него на первом месте деньги, он легко соглашается. Это откровенный негодяй. А если у человека нет никаких принципов? Это будет совершенно беспринципный и потому очень опасный человек. Он в каком-то смысле хуже откровенного негодяя, так как не знаешь, чего от него ожидать.

 

Один современный богослов говорил примерно так. Не давать ребенку никакой морали - это то же, что не учить человека языку. Есть родители, которые говорят: «Я не хочу делать за ребенка выбор, пусть вырастет и сам выберет веру». Но тогда пусть эти родители будут последовательными и не выбирают языка для своего ребенка, пусть он вырастет и сам выберет, на каком ему языке говорить: на французском, английском или китайском. «Нет-нет, что вы, а то он недоразвитым вырастет. Как это, языку не учить?!» - возмутятся родители. А не давая ребенку никакой веры, мы растим его нравственно недоразвитым. В то время, когда в его душе должны формироваться нормы поведения и представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, родители решили промолчать об этом.

 

Если в советское время идеологией занималась школа, то современная система образования занимается теперь только голой информацией, суммой знаний. «Знание - сила» - глубоко ложный лозунг. Важен не только сам факт, но и его оценка. А чтобы что-то оценить, нужна шкала, точка отсчета, количество знаний здесь ничем не поможет. Нужна система ценностей: что такое хорошо и что такое плохо.

 

Постепенно происходит подмена ценностей: профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность. Новое поколение гонится за профессионализмом, но это страшно. Счастье человека на 90%, если не больше, зависит от его семьи, от того, как он сможет устроить свой дом, какая там будет обстановка. Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. А не лучше ли воспитать скромного, трудолюбивого человека, который будет крепко стоять на ногах даже во время катаклизмов? Професионализм не дает счастья. Многие люди, добившиеся замечательных успехов в работе, но не сохранившие из-за этого свою семью, в 40-45 лет вдруг встают перед довольно страшным вопросом: а зачем мне все это нужно? Кому от этого стало лучше?

 

И мне хочется отметить еще одно последствие того, что мы не имеем никакой идеологии. Это присутствие целенаправленного развращения молодого поколения. О том, почему это страшно для каждого человека, мне кажется, уже много говорилось. Развращенный ребенок никогда не станет хорошим гражданином. Ребенок еще не умеет справляться с сильными впечатлениями и зарождающимися страстями. А сейчас, после перестройки, на ребенка с самого детства идет натиск со стороны целой индустрии развлечений и лакомств, а в более старшем возрасте - сексуальное развращение. Пока эта индустрия будет действовать, невозможно надеяться на воспитание хорошего поколения. Милые дети, когда вы вырастете, сделайте все, чтобы в нашей стране ваших детей никто не мог развращать.

 

 

 

 

 

Источник: глава из книги священника Илии Шугаева "Один раз на всю жизнь"

 

 

Иерей В. Вольский

ГРЕХ ПРОТИВ СЕМЬИ

Часто сегодня можно услышать, что мы живем в эпоху новой морали, потому что на наших глазах исчезают понятия о совести, чести, стыде, верности, любви. А то, что в христианстве называется грехом и преступлением, теперь - естественная норма жизни, так называемая "реализация прав человека". Черное становится белым, а белое - черным. Искажаются понятия о браке, семье, об обязанностях родителей, супругов, детей. Меняется сознание человека. "Свобода" - всепобеждающее учение XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни. Суть этой мнимой свободы в том, что человек не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. На самом деле это самое дикое рабство, когда человек оказывается пленником у своих грехов, страстей, пороков. Мы, христиане, знаем, что истинная свобода - это свобода от греха, это предание себя в рабство Богу, которое является "благим игом и легким бременем".

Противостоять злу, которое окружает нас в мире сегодня, той грязи, нечистоте, которая распространяется в нем, - вот задача христиан третьего тысячелетия. На наших глазах исполняется пророчество преподобного Антония Великого о том, что придет время, когда скажут: "Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все".

Многие из нас ощущают себя в глазах окружающего мира безумными. Но еще тяжелее становится оттого, что безумным тебя считают христиане, люди, которые считают себя верующими и вроде бы хотят спасаться.

Появились даже в церковной среде грехи, которые мало кто грехом считает и в которых почти никто не кается.

Можно всю жизнь ходить в храм Божий, знать хорошо свою веру и ревновать о вере, а в жизни служить своим страстям в соответствии с богоборческими принципами жизни, одеваться в срамные одежды греха и порока.

В этих условиях с особой тревогой, приобретая новое духовное содержание, звучат наши церковные праздники. 22 декабря по новому стилю Церковь празднует Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Есть и другой праздник, предметом которого стало зарождение новой жизни, - Зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы (6 октября по новому стилю). Действительно, это - праздники. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть. Иоаким и Анна, Захария и Елизавета - святые, праведные люди, но не имели детей и дожили до глубокой старости. У еврейского народа, как и у всех народов Земли, бездетность или малочадие воспринимались как наказание, а многочадие всегда считалось благословением Божиим. Мать пророка Самуила пророчица Анна (память ее тоже празднуется 22 декабри) также почитала свое бесплодие несчастном и очень скорбела, пламенно молилась Богу о разрешении бесчадия.

Ныне времена изменились: если раньше люди молились о даровании чад, то теперь большинство супругов думает о том, как бы жене не забеременеть. Никогда, наверное, человечество не знало такой Самоубийственной морали, такого взгляда на деторождение, который господствует сейчас в мире. Святой пророк Давид говорит: "Вот наследие от Господа дети; награда от Него - плод чрева" (Пс. 126" 3). К сожалению, многими сегодня дети воспринимаются не как дар Божий, а как обуза, помеха в достижении земного благополучия, карьеры - одним словом, удобств жизни сей.

Господь, создав человека, благословил первую семью: "Плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1,28). Вот первая заповедь, данная Богом человеку. Но диавол, "человекоубийца от начала" (Ин. 8,44), делает свое дело: все усилия он направил к тому, чтобы уничтожить человечество, чтобы люди не рождались вовсе.

Такое понятие, как многодетность, в наше время кажется несвоевременным и несовременным. Для "нормальной" семьи сегодня считается в порядке вещей иметь одного-двух детей. Помните, в 80-егоды прошлого века звучала песня: "У меня сестренки нет, у меня братишки нет... скоро мода на детей совсем пройдет"? Это мы и наблюдаем сейчас. Чаще всего разговор заходит о социальных трудностях. Фарисейски "казанные слова: "Зачем плодить нищету?" - стали афоризмом среди тех, кто научился бесовским образом "планировать" семью. Но самом деле, как показали опросы, только 10% семей отказывается от рождения детей в связи с материальными трудностями. А что, нашим предкам жилось лучше, чем нам? Разве лучше нас жилось священникам, из долю которых выпали годы гонений на Церковь, когда в любой момент могли арестовать, расстрелять, лишить прихода и имущества, крыши над головой?

В нашем храме служили такие исповедники, которые во всем были верны Богу и которых Бог не оставил: протоиерей Владимир Жохов (+ 1988) воспитал пять детей, протоиерей Сергий Кузнецов (+ 1971) вырастил восемь детей, протоиерей Владимир Обнорский (+ 1958) -тоже восемь детей, иерей Димитрий Афанасьев (+ 1952) поставил на ноги двенадцать детей. Человек, который живет по воле Божией, может быть всегда спокойным. Псалмопевец Давид говорит: "Я был молод и состарился, но не видел праведника оставленным и потомков его, просящих хлеба" (Пс. 36,25). "Дает Бог детей - дает и на детей", - говорят верующие люди.

Нескромно писать о своей семье, но в качестве примера хочется вспомнить своих благочестивых прадедов: Федот Федоров - отец 18 детей (бабушка была восемнадцатым ребенком), Петр Стрелков - отец 12 детей Сейчас нам это кажется нереальным; а кто-то сочтет такое многочадие за отсталость. На самом же деле это показатель предания себя в волю Божию. Прежде такое отношение к деторождению, которое наблюдается у большинства сейчас, считалось чудовищным грехом В Библии упоминается некий Онан, которого Господь покарал смертью за такое "планирование". "Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его" (Быт. 18,10). Несомненно, это прообраз смерти духовной. В древности закон наказывал за этот грех смертью.

Безнравственность абортов еще можно как-то объяснить людям, но трудно заставить задуматься о таком кощунственном понятии, как "планирование семьи".

Вот именно здесь человек вторгается в запретную для него область Божественного Промысла, пытается изуродовать естественный, Богом установленный порядок - близость - зачатие - ребенок. И из этой цепи люди хотят вырвать только первое - близость, а от остального избавиться любыми путями. Этот грех особенно опасен тем, что он почти никем не считается грехом, но это грех, который сильно уродует и отдельных супругов, и семью в целом

Во все времена Церковь говорила о том, что предохранение от беременности - это тяжкий грех. Откроем Требник - книгу, в которой содержится чинопоследование Таинства Исповеди. Святые отцы повелевают духовникам на Исповеди спрашивать жен не только о том, не извергали ли они плода, но и о том, не препятствовали ли жены зарождению новой жизни. И если выясняется, что женщина ела что-нибудь и отравила ложесна (утроба, матка - церковнослав.) свои и потому детей не рожает, то запрещается как убийца. Здесь речь идет не только об уничтожении уже зачавшейся жизни, но и о предотвращении зачатия. Известно, что убийцам Церковь устанавливает епитимью - от 5 до 20 лет отлучение от причащения Святых Христовых Тайн. И эти правила пока еще никто не отменял. Другое дело, что не все в наше время могут понести такую епитимию в силу сроей духовной и телесной расслабленности, вследствие отсутствия у большинства силы воли, способной противостоять такому гнусному греху.

Оказывается, в древности Церковь волновали эти вопросы и обсуждались они даже на Вселенских соборах. Например, 91 правило VI Вселенского Собора гласит: "Жен, дающих врачества, производящие недоношение плода во чреве и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимий человекоубийцы".

Святитель Василий Великий еще более конкретно отвечает на этот вопрос: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различия плода образовавшегося или не образованного у нас нет" (правило 2). Далее он же продолжает: "...дающие врачество для извержения зачатого в утробе - суть убийца, равно и приемлющие детоубийственные отравы" (правило 8).

К сожалению, в наше время СМИ, рекламирующие так называемые противозачаточные средства, фармацевты, изготавливающие эти средства, и практикующие врачи скрывают их действие. Большинство этих средств (прежде всего гормональные препараты и внутриматочнов спирали) не имеют прямого отношения к зачатию, а рассчитаны на убийство уже живого эмбриона.

Согласно учению Церкви (это мнение поддерживается и многими светскими учеными), человек наделяется бессмертной душой в сам момент зачатия. Даже самая первая клетка человеческого зародыша - зигота - является неповторимой личностью и содержит всю информацию о человеке: его пол, рост, цвет волос, черты лица, строение всех белков, группу крови, способности.

Поэтому никакой разницы нет: что убить зародыш, что маленького ребенка, что взрослого - убийство остается убийством. Но ни один врач в женской консультации, больнице или роддоме не скажет женщине, что и спираль, и гормональные таблетки - это мини-аборт, то есть убийство. Мы живем в такое время, когда медицина, задачи которой - бороться за жизнь, стала смертоносной. Правду можно услышать только от православных врачей. Слава Богу, они есть. Одна из книг, где собраны мнения православных врачей по вопросам контрацепции, называется "Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия" (Минск, 1999).

Православные врачи много говорят о причинах того, почему в женских консультациях советуют женщинам прибегать к помощи вышеуказанных средств: от их реализации фармацевтическая промышленность получает наибольшую прибыль.

Таким образом, между абортом и противозачаточными средствами нет никакой разницы. Более того, противозачаточные средства убивают намного большее число жизней, чем аборт. Это еще более ухищренное дьявольское изобретение, чем аборт: женщины, которые делали аборты, приходят на Исповедь, каются, называют число загубленных младенцев, оплакивают эти грехи, а те, которые не делали абортов, но предохраняются, чаще всего говорят так: "Какие у меня грехи? Абортов не делала и т. д. - одним словом, вот такая я хорошая". "Дорогая моя, - хочется порой сказать, - да если ты предохраняешься, то вполне возможно, что внутри себя не один десяток жизней загубила, только не хочешь этого осознать и понять. И даже не подозреваешь о том, что ты убийца"

Гражданский суд за убийство строго наказывает, изолирует убийцу от общества, сажает в тюрьму или лишает жизни, но если человеческий закон за убийство карает так строго, то каков будет Суд Божий, который постигнет нераскаянных детоубийц. В день Страшного Суда все дети, убитые в материнской утробе, предстанут перед родителями, и родители должны будут дать ответ.

Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге "В аду на земле" (Москва, 2001) пишет страшные, но вполне реальные вещи, вторые могут иметь место в нашей жизни: "Во время Исповеди и Причастия в лоне матери может погибатъ мучительной смертью убиваемый противозачаточными средствами ее ребенок. Причастие во время убийства - это страшный парадокс нашей современной духовной жизни!" Почему это возможно? Потому что при использовании спирали и гормональных таблеток ребенок (да, именно ребенок, так как на любой стадии развития плод - это человек, образ и подобие Божие) может жить в утробе женщины до девяти дней, а затем, лишенный своей жизненной среды, необходимой для развития, погибает от голода.

Конечно, многие женщины, пользуясь указанными контрацептивами, не знали, что они убивали детей, потому что им об этом никто не сказал. Но убийство, даже невольное, все равно остается убийством. Страшно убить человека, еще страшнее убить невинного ребенка. Страшно жить в окружении убийц, которые запланировали убийство самых беззащитных - своих детей. Человек, совершивший такое злодеяние, способен на любую подлость. В чем же причина того, что люди отказываются от рождения детей? Ведь Церковь во все времена учила, что надо предохраняться от греха, а не от деторождения. В Таинстве Венчания Церковь молится прежде всего о том, чтобы Господь даровал вступающим в брак "семя долгожизненное", "о чадех благодать", "плод чрева", "доброчадие". У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: "Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал
рождение детей, являя в нем... образ Воскресения".

Люди, которые пытаются оправдать контрацепцию, чаще всего ссылаются на материальные трудности, неустроенность быта: "Как выжить с целым домом детей? Куда пристроить? Как дать им хорошее образование? Мы живем на одну зарплату. Зачем плодить нищету?" Но жизнь показывает другое. Разве много среди состоятельных семей многодетных? Нет. Как раз многодетными обычно бывают бедные семьи.

В наше время студенты часто создают семьи, но эти семьи обычно бездетные. "Пока не выучимся, детей заводить не будем", - обычно говорят молодые. "Заводить детей" - как это кощунственно звучит, словно ребенок - это животное, ведь обычно заводят кошку или собаку. Священное Писание говорит: "Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрой и дом твой" (Притч. 24,27) Другими словами, получи образование, устройся на работу, а потом создавай семью твою.

Поэтому если ты не в состоянии содержать семью, если ты в нравственном отношении не стал личностью, ты не можешь быть главой семьи. Не случайно старцы нашего времени - и русские, и афонские -не советуют студентам вступать в брак, потому что если цель брака только наслаждение без рождения детей, то, хотя бы такой брак и был освящен Церковью, все равно этот брак беззаконный, несправедливый и неимеющий логики. Еще один аргумент в защиту контрацепции, который мне довелось услышать от одной женщины, звучит так: "Что я, свиноматка, чтобы каждый год рожать?" Но, во-первых, если сравнивать свиней и людей в отношении к деторождению, то свиньи оказываются более "нравственными" (они живут по Законам природы, по законам, установленным Творцом), а человек упал "горее скота", как сказано в покаянном каноне.

Во-вторых, кто сказал, что женщина будет рожать каждый год? Ведь деторождение - это тоже талант, то есть дар Божий. В молитвах при совершении Таинства Брака как образец вспоминаются ветхозаветные праведники. И мы видим, что Господь им дал не одинаковое количество детей: Аврааму - одно чадо, Исааку - двух, Иакову - двенадцать, Лии - десять детей, Рахили - двух. А кому-то ни одного. Если зачатие зависит только от супругов, то почему же тогда не все люди могут иметь детей? Нет, все "зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9, 16).

Как священник лишь орудие в руках Творца при совершении Таинств (совершителем является Сам Господь), так же и супруги являются лишь орудием, лишь соучастниками в творческом акте Создателя по зарождению новой жизни. Ведь быть или не быть зачатию - решает Господь, это всецело находится в Его власти, и похищать эту власть человек не имеет права.

Одна знакомая учительница рассказывала мне, что у ее деда было восемь детей. И когда однажды между детьми был перерыв почти четыре года, то дед нервничал и беспокоился: "Значит, нет благоволения Божиего к нашей семье, значит, мы чем-то прогневали Бога". Вот так люди раньше относились к деторождению, помня о том, что появление еще одного чада умножает умножает благодать Божию в семье. Господь Сам решает, кому сколько детей и в какое время дать, потому вторгаться в область Божественного Промысла кощунственно и грешно. Апостол Павел пишет о том, что чадородие - это путь спасения для супругов в семье. Жена "спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2, 15).

И последний аргумент, который выдвигают защитники контрацепции: "Мне нельзя рожать".

Есть люди, которым в связи с какими-то заболеваниями нельзя употреблять алкоголь, жирную, острую, соленую пищу. Что они делают, чтобы не вредить своему организму? Воздерживаются от этой пищи. Так же и в супружеских отношениях: если супруги не могут иметь детей, то они должны воздерживаться. Предвижу бурю негодования и со стороны священнослужителей, и со стороны мирян: "Как же так? Да это невозможно!"

Страстный человек всегда будет искать оправдания своей страсти, будет доказывать свою правоту, не прислушиваясь к голосу совести, к голосу Церкви и других людей. Чревоугодник оправдывает невозможность обходиться без скоромной пищи в пост своими немощами, болезнями; раздражительный человек свою гневливость объясняет особенностями своего характера или причину видит в окружающих людях; сребролюбец - нехваткой средств, малым достатком; курильщик или алкоголик - сложными обстоятельствами жизни, непониманием окружающих; ленивый нехождение в церковь оправдывает занятостью, плохой погодой или отдаленностью храма. Точно так же и человек, одержимый блудной страстью, вместо того, чтобы бороться с ней, будет оправдывать противозачаточные средства невозможностью рожать, отсутствием материальных средств, плохими жилищными условиями - всем чем угодно.

Именно использование противозачаточных средств способствует развитию в человеке блудной страсти: "наслаждайся и ни о чём не думай". Но разве смысл нашего земного существования в том, чтобы давать свободу своим страстям? Разве цель брака состоит только, в том, чтобы удовлетворить блудную страсть? Если кто-то создаёт семью, руководствуясь этими мотивами, то он глубоко ошибается и этот брак обречён на распад. Да, одна из целей брака - обуздать блудную страсть. Святой апостол Павел пишет: "...во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор. 7, 2). Тот же апостол далее говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве только на время для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим". (1 Кор. 7, 5).

Уподобляя брак союзу Христа и Церкви, апостол Павел имеет в виду союз прежде всего духовный, отсюда главная цель брака - вечное спасение души мужа и жены при взаимной помощи, а также рождении и воспитании детей, как истинных христиан. Святитель Иоанн Златоуст определяет существо брака как "глубочайшее духовно-нравственное единение мужа и жены". Далее Златоуст призывает супругов "всё лучшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной". Именно тогда брачный союз будет уподобляться таинственному союзу Иисуса Христа с Церковью.

Если бы люди думали о спасении при вступлении в брак, то не стояла бы проблема абортов и контрацепции. Спасение всегда связано с крестоношением, с жертвенной любовью к Богу и ближнему.

Да, действительно бывают ситуации, когда женщине нельзя иметь детей. Если девушка узнала об этом до брака и не поставила в известность своего супруга, то она совершила преступление. Если это обнаружилось в браке, супруги должны воспринять это как возложенный от Господа крест, ведущий ко спасению. И не жить по плоти. Это будет честно.

Чаще всего против такого образа жизни восстают мужчины: "Как же так? Я же мужчина!" Если ты действительно мужчина, а не тряпка, то научись держать себя в руках, имей власть над собой, воспитывай в себе силу воли. Если ты и в самом деле хочешь спасения и любишь свою жену, то имей к ней снисхождение, как к "немощному сосуду", потому что настоящая любовь "долготерпит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит" (1 Кор. 13, 4-7).

Да, это сложно, но кто сказал, что спасаться легко? "Душу спасти - не лапоть сплести", - гласит русская пословица. Святой апостол Павел, аскет и глубокий психолог, предупреждает, что в браке супругов ожидают "скорби по плоти" (1 Кор. 7, 28). Ограничения в супружеских отношениях вследствие жизненных трудностей или болезней супруга и относятся к таким скорбям. Христиане должны помнить об этом, вступая в брак, не хитрить, не искать лазейку для удовлетворения своих страстей (предохранение от беременности), а должны "носить бремена друг друга" и таким образом исполнять закон Христов: "тяготы друг друга носите, да тако исполните закон Христов" (Гал. б, 2).

В последнее время ко мне часто обращаются молодые люди, желающие вступить в брак, молодожёны тоже спрашивают, как строить свои отношения. "Любовь ли это?" - часто слышишь такой вопрос. Отвечаю девушкам-христианкам: "Спросите своего жениха, будет ли он с Вами жить, если Вы не сможете рожать и вам придётся жить как брату с сестрой, в полном воздержании. Если он ответит: "Нет, это невозможно", если он будет говорить вам о контрацепции или об аборте как возможном решении проблемы, бегите от такого человека (это потенциальный убийца): он Вас не любит и не будет любить детей. Ваше спасение будет под угрозой.

В заключение скажу, что любые противозачаточные средства и механического, и химического характера являются, по существу, извращением природы и богоустановленных законов супружества. Это своего же самооскопление (пусть даже на какое-то время).

И в отношении таких самооскопляющихся непреложно действуют Апостольские правила 21, 22, 23, называющие таковых "врагами Божия создания", "наветниками своей жизни", "злоухищрающихся против твари", "предосуждающих творческому действию". И главными причинами, побуждающими людей к таким богопротивным действиям, является неверие, неупование на Промысел Божий, эгоизм (ведь за детьми надо стирать, убирать, вставать к ним по ночам), нежелание идти "узкими вратами" ради спасения своей бессмертной души.

А потому те супруги, которые предпринимают хоть какие-то противоестественные средства к тому, чтобы не рождались дети (а большинство из этих средств является смертоносными для уже образовавшегося эмбриона), пусть знают, что они пребывают в нераскаянном грехе, должны покаяться и жить не по своей злой воле и не по дьявольской воле, а по воле Божией. Не надо изгонять Господа из своих семей, как был изгнан Богомладенец Христос из Вифлеема - давайте пригласим Господа в свой дом, дабы достичь спасения! Будем помнить, что, где предохраняются от беременности, там Бог сознательно изгоняется из семьи. Такие люди могут ходить в храм Божий, участвовать Таинствах Церкви, даже выполнять церковные послушания, но Таинства эти послужат не ко спасению, а "в суд и во осуждение".

Что значит покаяться? Значит изменить своё сознание и иметь намерение не грешить. Если человек пришёл на исповедь, но говорит, что он грешил и будет грешить, то здесь покаяния нет, и священник имеет право не накладывать епитрахиль, не читать разрешительную молитву, не допускать до Причащения. Если нет намерения оставить грех - нет и покаяния. Нельзя играть своим спасением! Апостол Павел предостерегает: "Страшно впасть в руки Бога Живаго" (Евр. 10, 31).

Трудно и мучительно вскрыть в себе духовную скверну и извлечь её из своей души; это так же больно, как удалить какую-нибудь опухоль или гнойник из тела; но если мы переделаем этого, мы: лишим себя спасения. Поэтому надо честно себе сказать: "Да, я убийца, угождая своим страстям, противозачаточными средствами или спиралью я загубила множество невинных душ в своей утробе, даже не знаю сколько. Господи, прости меня, что я противилась Твоему Всеблагому Промыслу и, может быть, не дала возможности родиться мировому гению, учёному, художнику, музыканту, может быть, священнику, архиерею или угоднику Твоему". Каяться должны не только женщины, но и мужчины, ведь часто они заставляют женщин предохраняться или делать аборт.

Этот остаток жизни, который Господь даровал для покаяния, надо провести "во всяком благочестии и чистоте". Сказано: "Милостыня очистит грёхи" (Сир. 3, 30). Поэтому тот, кто лишил себя возможности ухаживать за собственными детьми, пусть жертвует в детские дома, приюты, в детские колонии, может быть, кто-то возьмёт на воспитание ребёнка из детского дома и таким образом загладит свои грехи.

Если мы именуем себя православными христианами, то мы должны понять и прочувствовать грозящую нам опасность духовного одичания, когда постепенно человечество теряет образ и подобие Божие. Если мы не остановим этот процесс богоотступничества и утраты веры в своих семьях, то можем подвергнуться ещё здесь, в земной жизни, таким испытаниям, о которых мы никогда и не слышали. Этому нас учит история Церкви и нашего Отечества.

Конструктор сайтов - uCoz